Урок литературы в 9 классеАвтор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категорииМОУ Новомансуркинской СОШ Похвистневского района Самарской областиФаткуллина Рузалия Музагитовна
"Я убит подо Ржевом" Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство .. А.Т.Твардовский
История созданияСтихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев
ИзвещениеВаш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области
История БросаловаРжев - важнейший железнодорожный узел, открывавший путь к Москве; за город шли ожесточенные бои. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание..
Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка… Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем
Историческая справка Ржевская битва 1941-1943 гг. Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.
От чьего лица ведётся рассказ?Я убит подо РжевомЯ убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки
Почему рассказ ведётся от лица погибшего солдата?Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. С. 208). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу.
Что рассказываетпогибший о месте своего захоронения?Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облаком пыли Ходит рожь на холме. Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе. Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.
Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облаком пыли Ходит рожь на холме. Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе. Где — травинку к травинке — Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.
Вывод:Анафора усиливает эмоциональность строфы. Выразительны строки "...с облачком пыли // Ходит рожь на холме..." Здесь и богатство звучания, и оригинальность метафоры – "ходит рожь". Необычна рифмовка первой и третьей строк: слепые – пыли. Хотя рифмуются слова с нетождественными звуками, но они близки по звучанию: слепые – пыли.Герой стихотворения с горечью поведал, что прах убитых разбросан по полям, дорогам, местам проживания людей:Я – где крик петушиныйНа заре по росе;Я – где ваши машиныВоздух рвут на шоссе...
Удачно сравнение "Фронт горел... как на теле рубец". Оно-то говорит, что герою стихотворения знакома всегда напоминающая о себе боль от неокрепшего ещё рубца. По всей вероятности, он был ранен и вновь вернулся в строй. Считанные слова дают представление о тяжёлых боях под Ржевом: "Фронт горел, не стихая...".
Что тревожит убитого подо Ржевом?Я убит и не знаю — Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону? Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён. Воин погиб летом 1942 года.
Какие слованаходит боец для передачи важности сражения?Ушедший из жизни боец хорошо понимает значение исхода сражения на Дону. Он находит весомые слова, чтобы выразить свою мысль: "месяц был страшен"; "было всё на кону".
Верит ли он в то,что Неужели до осени Был за н и м уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался о н? Невыносимо даже предположение, что к Волге вырвался враг. Поверить в это мучительно трудно: Нет, неправда. ЗадачиТой не выиграл враг!Нет же, нет! А иначеДаже мёртвому – как?
Как автор передаёт волнение солдата?Волнение передано незавершёнными предложениями и трижды повторенным словом нет. И оно звучит как заклинание, как мольба к находящимся в строю бойцам стоять до последнего:Вы должны были, братья,Устоять, как стена...
Прочитайте строки завещания погибшегоЯ вам жить завещаю — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, — счастье свое, — В память воина-брата, Что погиб за нее.
Какова лучшая память о павших в боях?
Беречь Родину – лучшая память о павших в боях: ...Беречь её свято,Братья, счастье своё –В память воина-брата,Что погиб за неё.