Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. «Прекрасное было время…Человеческий дух был раскован: считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но о том, что возможно…» Ф.Шеллинг.
Романтизм - литературное направление, границы которого охватывают примерно конец 18 – середину 19 века.Какие значения слова «романтизм» вам знакомы?
Главные эстетические принципы Неприятие реальной жизниИсключительность романтического героя Природа как выражение стихийного начала жизни, праобраз СвободыКульт прошлого: идеализация Античности и СредневековьяИнтерес к фольклоруЭкзотика дальних стран
Изобразительное искусство романтизма Герой эпохи: портретная живописьВ борьбе со стихией: пейзажная живописьКульт прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и СредневековьяСовременная жизнь глазами романтиковЭкзотика Востока
Что вы можете рассказать о человеке, изображенном на портрете?Какие чувства героя сумел запечатлеть художник? В.ЖУКОВСКИЙ. Поэт.
Какой герой изображен на этом портрете?Что можно сказать о роде занятий этого человека? Наполеон. Полководец.
Каков род деятельности человека на портрете?Какие цвета использованы живописцем?О.Кипренский.Художник.
Исключительность романтического героя Исключительность романтического героя
Три автопортрета Ореста Кипренского.Портрет передает и состояние души героя.
Герой не преклоняется перед природой. Он и ее хочет преобразовать: отсутствие гармонии в мире порождает противоречия между миром и человеком, противоречия в духовном мире самого человека.
Здесь ничего не ранит взорКолечком быть в её цепи телесной,Одной из тварей, - а душа в просторСтремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно. Джордж Гордон Байрон
Каспар ФридрихСтранник над туманным морем
Карл БрюлловПоследний день Помпеи
Иван АйвазовскийЛедяные горы
Иван АйвазовскийРадуга
Иван АйвазовскийКронштадт. Форт император Александр
Архитектура эпохи романтизма
Чесменская церковьв Петербургеархитектор Юрий Фельтен
Лютеранская церковь в ПетербургеАрхитектор Александр Брюллов
Вокзал в Петергофеархитектор Николай Бенуа
Готическая капеллапарк Александрия Петергофархитектор Карл Шинкель
Слово в искусстве романтизма. Поэтическое слово служит передаче исключительного по силе и яркости чувства.Герои конфликтуют с обществом.Герой романтиков- сильная личность, человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе.Тон повествования- взволнованный, лирический, эмоциональный.Краски сгущены, используется гротеск, символика, аллегория.
Но в сердце Чайльд глухую боль унес, И наслаждений жажда в нем остыла, И часто блеск его внезапных слез Лишь гордость возмущенная гасила. Меж тем тоски язвительная сила Звала покинуть край, где вырос он, - Чужих небес приветствовать светила; Он звал печаль, весельем пресыщен, Готов был в ад бежать, но бросить Альбион.Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда».Джордж Гордон Ноэль Байрон
Люблю тебя не здешней страстью, Как полюбить не можешь ты:Всем упоением, всей властьюБессмертной мысли и мечты.М. Лермонтов.Михаил Врубель«Демон»
Старик! Я слышал много раз,Что ты меня от смерти спас-Зачем?..Угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенахДушой -дитя, судьбой -монах…М. Лермонтов. «Мцыри».Л.Пастернак.Исповедь Мцыри.
Вот красавица одна;К зеркалу садится;С тайной робостью онаВ зеркало глядится;Темно в зеркале; кругомМертвое молчанье;Свечка трепетным огнемЧуть лиет сиянье…В.Жуковский.«Светлана».Карл Брюллов. Гадающая Светлана.