Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»
Работу выполнилаАбрамова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литература второй квалификационной категории МОУ – средней общеобразовательной школы №4 города Искитима Новосибирской области
И.С.Тургенев. Страницы биографии.ПейзажврассказеТургенева«Бежин луг»
Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг». Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения; воспитывать трепетное отношение к природе.
«Спасское было его колыбелью» Вся моя биография в моих сочинениях… И. С. Тургенев.«Записки охотника» - «это часть твоей родины, России, её старина, прелесть, природа, очарования и недостатки, даже уродства (рабство!) – пестрая и живая картина, такая правда и поэзия!» Б. К. Зайцев.
М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется». «Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле…
Спасское — один из самых привлекательных уголков во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива сама усадьба. Впоследствии он вспоминал:
...И понемногу начало назадЕго тянуть: в деревню, в темный сад,Где липы так огромны, так тенисты,И ландыши так девственно душисты,Где круглые ракиты над водойС плотины наклонились чередой.Где тучный дуб растет над тучной нивой,Где пахнет конопелью да крапивой...( отрывок «Из поэмы, преданной сожжению»)
Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей;Поля просторные, немыеБлестят, облитые росой. . Молчит и млеет лес высокий, Зеленый, темный лес молчит. Лишь иногда в тени глубокой Бессонный лист прошелестит. Звезда дрожит в огнях заката,Любви прекрасная звезда,А на душе легко и свято,Легко, как в детские года.(«Весенний вечер»)
Здравствуйте, легкие звезды пушистого первого снега!Быстро на темной земле таете вы чередой. Но проворно летят за вами другие снежинки,Словно пчелы весной, воздух недвижный пестря. ( отрывок «Первый снег»)
Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья.
Сборник «Записки охотника» «В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Идейная особенность сборника Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. СловарьОчерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
"Бежин луг" Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года:«Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни».«Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».
Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят…
Художественные изобразительные средства:Эпитеты:«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…«блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…Сравнение:Метафоры:«утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….Олицетворения«ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. С. А. Аксаков утверждал, что Он «наблюдает умно, добросовестно и тонко», именно природа открывается своей скрытой «домашней» стороной. В очерке автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастически, тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.