МОУ СОШ № 5 г. Егорьевска Московской области ОТКРЫТЫЙ УРОК-презентацияпо литературе на тему:«Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» Выполнила: Костюнина Л.В, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урокаОбучающие Обобщить знания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Выявить идейно-художественные особенности романа Особенности сюжета и композиции Особенности системы образов Языковые особенности Вести работу над литературоведческими понятиями ( сюжет, композиция, образ) Обучить учеников работе по опорным схемам.Развивающие Развивать умение обобщать, делать выводы, излагать собственную точку зрения. Развивать речь учеников Развивать эстетический вкус у учащихся.Воспитывающие Воспитывать у учеников уважение к родному языку и национальной литературе и культуре. Воспитывать у учеников морально-нравственные чувства по отношению к себе и другим людям.
Александр Сергеевич Пушкин(1799-1837 гг.)
Пётр Ильич Чайковский(1840-1893)оперы:"Ундина","Кузнец Вакула","Евгений Онегин","Пиковая дама","Мазепа"Балеты:"Лебединое озеро","Спящая красавица","Щелкунчик"
«…Прими собранье пёстрых глав…»(Идейно-художественное своеобразие романа) ….В которых отразился век И современный человек. («Евгений Онегин» гл. 7)
Петр Александрович ПлетневПисатель, поэт, критик, друг Пушкина (1791-1865 гг.)
Особенности жанра и композицииРоман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирике (лирические отступления). Жанр «свободного романа» во многом определяет композицию романа.Экспозиция-1 главаЗавязка II сюжетной линии ( Онегин-Ленский)-2 главаЗавязка I сюжетной линии (Онегин-Татьяна) -3 главаРазвитие действия-4-5 главыКульминация и развязка II линии- дуэльРазвязка I сюжетной линии -глава 8Основной принцип организации романа- симметрия( зеркальность)
Особенности сюжета и любовного конфликта в романе Образ автора-повествователя( лирические отступления)
Система художественных образов романаЯвляются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типаГерои объединяются автором = действующим лицом
Как рано мог уж он тревожитьСердца кокеток записных!Когда ж хотелось уничтожитьЕму соперников своих -Как он язвительно злословил,Какие сети им готовил! Онегин был, по мненью многих(Судей решительных и строгих),Учёный малый, но педант…Как рано мог он лицемерить,Таить надежду, ревновать,Разуверять, заставить верить,Казаться мрачным, изнывать,Являться гордым и послушным,Внимательным, иль равнодушным!Как томно был он молчалив,Как пламенно красноречив! В сердечных письмах как небрежен!Одним дыша, одно любя,Как он умел забыть себя!Как взор его был быстр и нежен,Стыдлив и дерзок, а поройБлистал послушною слезой! …
Споры вокруг образа Евгения ОнегинаОнегин- «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». ( В.Г. Белинский) В Онегине есть сходство с Обломовым, оба- порождение помещичье-крепостнического строя ( Н.А.Добролюбов)
Споры вокруг образа Евгения Онегина Онегин- «Митрофанушка новой формации.»(Д.И.Писарев)
Особенности языка романа. «Онегинская строфа»(14 строк=4+4+4+2)Кто б ни был ты, о мой читатель.Друг, недруг, я хочу с тобойРасстаться нынче как приятель.Прости. Чего бы ты за мнойЗдесь ни искал в строфах небрежных,Воспоминаний ли мятежных,Отдохновенья ль от трудов,Живых картин, иль острых слов,Иль грамматических ошибок,Дай бог, чтоб в этой книжке тыДля развлеченья, для мечты,Для сердца, для журнальных сшибокХотя крупицу мог найти.За сим расстанемся, прости!
Крылатые выражения в романе(афоризмы)Продолжите афоризм…Мы все учились понемногу,… чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть.Мы почитаем всех нулями, а … единицами- себя.Привычка свыше нам дана:… замена счастию она.Чем меньше женщину мы любим, тем… легче нравимся мы ей.Любви все возрасты покорны, … её порывы благотворны
Я вас люблю ( к чему лукавить),… но я другому отдана, я буду век ему верна.Я утром должен быть уверен, что… с вами днём увижусь я.Обычай… деспот меж людей.Быть можно дельным человеком и … думать о красе ногтей.А счастье было так… возможно, так близко.Иных уж нет, а… те далече.
Викторина по романуКакими строками начинается роман? «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...»(внутренний монолог)Сколько времени Онегин сидел с дядей? Но, прилетев в деревню дяди Его нашел уж на столе, Как дань готовую к земле.Какой новый порядок в деревне установил Онегин? Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил И раб судьбу благословил.Отчество Татьяны Лариной. Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир.
О каких героях Пушкин говорит: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть.)На каком языке написано письмо Татьяны? ( я не могу понять. Но вот неполный, слабый перевод..)Сколько лет было Онегину? (Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…)
Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне? (Ответа нет. Он вновь посланье, Второму , третьему письму Ответа нет…)С какими литературными героями Пушкин сравнивает Онегина. Назовите авторов этих героев? (Но к жизни вовсе охладел. Как Чайльд Гарольд, угрюмый, томный.. Дж.Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда») (Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Вставьте недостающее слово. Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал……., друг свободы.. ( Д.И. Фонвизин.)
Вставьте недостающее слово. И свет её с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик ….. нас заметил И, в гроб сходя, благословил. ( Г.Р. Державин)
Идейно-художественное своеобразие романаНе просто роман, а роман в стихах (лиро-эпика)- «свободный роман»Положил начало первому реалистическому роману в литературе 19 века.Роман, «в котором отразился век и современный человек». Гибкая языковая форма- «Онегинская строфа» (4-стопный ямб) соединение литературной и разговорной речи.Открытость романа.Новый тип проблемного героя- «героя времени»
Используемая литература Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова идр. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой- 5 изд. – М. : Дрофа, 2006. Золотарева И.В., Белолистных О.В., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, м.: «ВАКО», 2001 годЗолотарева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс 4-е изд. : ВАКО, 2005 годИнтернет-ресурсы