В симпозиуме приняли участие литературоведы и писатели из 20 стран мира. В симпозиуме приняли участие литературоведы и писатели из 20 стран мира. 2006 год объявлен ЮНЕСКО годом Ф.М. Достоевского.
Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины… Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины… Н. А. Бердяев
Спор шёл о путях и средствах исторического движения России в будущее. Спор шёл о путях и средствах исторического движения России в будущее. Центральные проблемы времени: каков путь гармонизации общества; какова судьба народа; кто герой времени. В борьбу вступают консерваторы, либералы (западники, славянофилы, почвенники) и революционеры-демократы.
На какую идею, ведущую к гармонии, указывает перст Достоевского: На какую идею, ведущую к гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство?
Первый период жизни и творчества Первый период жизни и творчества
Михаил Андреевич Михаил Андреевич
1838-1843 годы учился в петербургском Военно-инженерном училище. По окончании его поступил в чертёжную инженерного департамента. В 1844 году выходит в отставку.
Человек есть тайна, её надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Человек есть тайна, её надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский
«Всё ли в человеке зависит от социальной среды, от жизненных обстоятельств? Изменится ли человек с изменением общества?» − эти вопросы волнуют Достоевского. «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находится в заведывании врачей, а не поэтов» − так оценил произведение В. Г. Белинский.
1847 г. - становится участником революционного кружка М.В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма. 1847 г. - становится участником революционного кружка М.В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма. 1849 г. - вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни.
Начинает литературную деятельность как писатель-гуманист, писатель-психолог. Начинает литературную деятельность как писатель-гуманист, писатель-психолог. Отрицает существующее общество, но не знает путей его изменения. Понимает, что много «болезней» в душе самого человека. Человек − загадка для себя и окружающих.
22 декабря 1949 года на Семеновском плацу должна была состояться казнь. 22 декабря 1949 года на Семеновском плацу должна была состояться казнь. Но расстрел был заменён на каторгу и ссылку.
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь. Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.
В 1854 г. заканчивается Омская каторга. Направлен рядовым в Семипалатинск, позже получает офицерский чин. В 1854 г. заканчивается Омская каторга. Направлен рядовым в Семипалатинск, позже получает офицерский чин. В 1859 г. окончательно освобождён и возвращается в Петербург.
Человек — существо иррациональное. Он сложен и противоречив: «ангел» и «дьявол» одновременно. Человек — существо иррациональное. Он сложен и противоречив: «ангел» и «дьявол» одновременно. Человеку свойственна антиномичность сознания, происходит борьба сознаний. Поэтому рядом с героем есть его двойник, карикатура, чёрт. Герой беседует с ним, спорит. В человеке заложена потребность в произволе, в безмерной свободе. Своих героев Достоевский проверяет злом. Антиномичность сознания − противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, убедительно доказуемыми логическим путём.
Художник И. Крамской. Художник И. Крамской. Христос в пустыне, 1872.
Человек идет по пути рассудочного постижения жизни. Но есть второй путь − путь веры. Человек идет по пути рассудочного постижения жизни. Но есть второй путь − путь веры. Христос дал человеку свободу выбора. Христос мог возлюбить человека как самого себя. Человеку мешает эгоизм. Смысл жизни − жертвовать своим «Я», освобождаться от эгоизма. Освобождение от эгоизма − процесс мучительный. Страдание приведёт к очищению, очищение – к воскрешению и красоте. Красота спасёт мир. Красота лика, духовного начала.
Высокий христианский идеал уберегла культура русского народа. Необходим нравственный союз потерявшего веру «образованного большинства» с верой народа, с «народной почвой». Высокий христианский идеал уберегла культура русского народа. Необходим нравственный союз потерявшего веру «образованного большинства» с верой народа, с «народной почвой».
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ − Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ − А. Г. СНИТКИНОЙ Ты мое будущее все − и надежда, и вера, и счастие, и блаженство − всё. 9 декабря <18>66 И вот я убедился, Аня, что я не только люблю тебя, но и влюблен в тебя и что ты единая моя госпожа, и это после 12-ти лет! 4/16 августа <1879>
Произнесена 8 июня 1880 года на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Произнесена 8 июня 1880 года на втором заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. «Рукоплескания, крики … сливались воедино … Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; и какой-то молодой человек лишился чувств …» - так вспоминал о выступлении А.Ф. Кони.
Стать «настоящим русским» − значит «в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» (Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. Пушкин, 1880) Единение всех людей на основе Христианства, по мнению писателя, приведет к мировой гармонии. И укажет этот путь русский народ.
Достоевский − человек, который «весь борьба» (Л. Н. Толстой). Достоевский − человек, который «весь борьба» (Л. Н. Толстой). Я − дитя века, дитя неверия и сомнения… Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить… Ф. М. Достоевский
На какую идею, ведущую к мировой гармонии, указывает перст Достоевского: На какую идею, ведущую к мировой гармонии, указывает перст Достоевского: на революцию, на Бога, на человека, на государство?
Несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо, люблю жизнь для жизни и, серьёзно, всё ещё собираюсь начать мою жизнь. Вот главная черта моего характера, может быть, и деятельности… Несмотря на все утраты, я люблю жизнь горячо, люблю жизнь для жизни и, серьёзно, всё ещё собираюсь начать мою жизнь. Вот главная черта моего характера, может быть, и деятельности… Ф.М. Достоевский