Урок - проект Мы за все в ответе…Роман-антиутопияЕвгений Замятин«МЫ»
«Государство - это Я» -- Людовик XIV (1638 – 1715) Тема: Личность и государство (по роману –утопии Е.Замятина «Мы»)Цель проекта: развитие творческих способностей учеников;формирование гражданской позиции Цель урока: осмысление роли личности в государстве.Задачи: Проанализировать произведение, выявить типичные черты граждан Единого Государства Ответить на вопрос: «Какие качества помогают человеку выживать в тоталитарном государстве?»
Когда народ глуп, им легко управлять -- Шан Ян (390-338 гг. до н.э)Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) Родился 20 января (1 февраля н.с.) в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью, поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в 1908. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. В 1906 - 11 жил на нелегальном положении. Замятин начал печататься в 1908, но первый крупный литературный успех пришел к нему после выхода в свет повести "Уездное" (1911). В 1914 за антивоенную повесть "На куличках" писатель был привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, конфискован. Горький высоко оценил обе эти повести. В 1916 - 17 Замятин работал морским инженером в Англии,впечатления от которой легли в основу повести "Островитяне" (1917). Осенью 1917 возвращается в Россию, работает в редколлегии издательства "Всемирная литература", публикуется в журналах. Авторитет Замятина в это время во всех отношениях был очень высок. Как инженер он прославился участием в строительстве ледоколов - "Ермак" и "Красин" и др. В сложной литературной ситуации 1920-х Замятин тяготел к группе "Серапионовы братья". Он пишет рассказы и повести - "Пещера", "Русь", "Рассказ о самом главном"; пробует силы в драматургии - пьесы "Блоха", "Атилла". Свой знаменитый роман "Мы" писатель закончил в 1920. Сразу же последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике, хотя роман был опубликован за рубежом только в 1924 (а через 64 года увидел свет на родине автора). С 1929 Замятина в России уже не печатали. Его подвергли не то что несправедливой разносной критике, но настоящей травле. В 1931 он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу и, получив разрешение, поселяется в Париже. Находясь в эмиграции, до конца жизни сохранял советское гражданство. Посмертные публикации: повесть "Бич божий" (1938), книга воспоминаний "Лица". Умер Е.Замятин в 1937 в Париже от тяжелой болезни.
Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить -- Генри Бруэм (1778-1868)УТОПИЯ – (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии от eu – благо и topos – место, т.е. благословенная страна), изображение идеального обществ. Строя, лишенное науч. обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех соч., содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в)АНТИУТОПИЯ – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель квазиидеального общества. Основная идея, как утопии, так и антиутопии, как правило, построены на ограничении свобод человека ради его же счастья, однако в отличии от утопии, последняя раскрывает также и отрицательные стороны построенной модели, которые по замыслу автора являются её уязвимым местом. Как правило, кульминацией антиутопии является борьба против описанной системы.
Управляя страной, совершенномудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки – полными -- Дао дэ цзин, Книга первая Единое ГосударствоЦель Единого Государства – постройка Интеграла, для покорения ВселеннойГраждане Единого ГосударстваГражданин ЕГ – машина, в которой вымирают остатки чувств
Когда появляется тиран, он приходит к власти, как ставленник народа -- Платон (428 – 348 гг. до н.э.) Черты ЕГ: унификация, уравнение граждан, регламентация, тотальный контроль над гражданами, упорядоченность, замкнутость, изолированность, отсутствие какой-либо личной жизни, обесценивание человеческой жизни
Чем мельче жители, тем более великой им кажется империя Символы
Благоденствие для государства – то же, что и зрелость для плодов: оно заключает в себе предрасположение к гнилости -- Оноре Мирабо Произведения со схожей тематикой КНИГИ: Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту» Энтони Бёрджесс «Заводной Апельсин» Курт Воннегут «Утопия 14» Герберт Уэллс «Остров доктора Моро» Олдос Хаксли «О дивный новый мир!» Филип К. Дик «Свихнувшееся Время»ФИЛЬМЫ: «Бразилия», 1985, реж. Терри Гильям «Заводной Апельсин», 1971, реж. Стенли Кубрик «Эквилибрум», 2002, реж. Курт Виммер «Особое Мнение», 2002, реж. Стивен Спилберг
Salus Populi Suprema Lex -- Благо народа – высший закон Проблемные вопросы для обсуждения на урокеЧто есть свобода?Может ли сильная власть быть гарантом стабильности в государстве?Может ли часть свобод гражданина быть принесена в жертву ради благополучия государства?Где кончается чувство гражданской ответственности и начинается предательство?Проблема выбора: что важнее благополучие государства в целом или отдельно взятого гражданина?
Анна Ахматова (1889 - 1966 г.г.)“Златоустая Анна Всея Руси” М. ЦветаеваРодилась под Одессой в семье инженера-механика флота А.П. Горенко.В 1890 г. переезжает в Царское Село, где живет до 16 лет. Учится в Лицее и Киевской гимназии. В 1910 году выходит замуж за Н.С. Гумилева, путешествие в Париж. В 1912 году вышел первый сборник «Вечер», родился сын.Во время Второй мировой войны живет в блокадном Ленинграде, затем эвакуируется в Ташкент.В 1944 году возвращается в Ленинград, занимается художественным переводом, пишет стихи.
И голубь тюремный пусть гулит вдали,И тихо идут по Неве корабли… Поэма “Requiem”(1935 - 1940 г.г.)Реквием – 1. траурное музыкальное произведение; 2.католическое богослужение по умершемуПоэма Ахматовой посвящена «страшным года ежовщины», когда она ждала с миллионами таких же жен и матерей вестей о судьбе своего репрессированного сына.ВСТУПЛЕНИЕ:Звезды смерти стояли над нами,И безвинная корчилась РусьПод кровавыми сапогамиИ под шинами черных марусь.К СМЕРТИТы все равно придешь – зачем же не теперь?Я жду тебя – мне очень трудноПРИГОВОРИ упало каменное словоНа мою еще живую грудьЭПИЛОГХотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать.И если заткнут мой измученный рот,Которым кричит стомильонный народ,Пусть так же они поминают меняВ канун моего погребального дня
Образовательная технология «Психоаналитический подход в изучении произведений художественной литературы» помогает решать следующие задачи:реализовывать компетентностный подход в обучении;готовить интегрированные уроки;осуществлять проектную деятельность на уроках;Использовать ИКТ на уроках литературы.