Борис Андреевич Пильняк
Борис Андреевич Пильняк (Вогау) родился 12 октября 1894г, в Можайске Московской губернии. Отец происходит из немцев – колонистов Поволжья… Мать – русская, родилась в семье волжского купца… Пильняк окончил высшую школу – Московский коммерческий институт, по экономическому отделению. Революция застала студентом и начинающим писателем. Близорукость не дала винтовку в руки. Литературные склонности послали в провинциальную газету фельетонистом. Написал десять томов повестей и рассказов и три романа. Начал печататься в Коломне и тут же встретил революцию, много ездил. Кроме СССР был: в Англии, Германии, Греции, Турции, Палестине, на Памире, на границе Афгании, на Шпицбергене, в Монголии, в Китае, в Японии. Занимался литературной общественностью, был одно время председателем Всероссийского союза писателей.
Имя писателя Бориса Пильняка тесно связано с городом Коломной. Здесь он жил с 1913 по 1924 год с родителями и семьей. Здесь началась его творческая деятельность. Здесь вышел из-под пера роман «Голый год», сделавший имя Пильняка широко известным.На улице Арбатской до сих пор сохранился дом, в котором жил и работал Борис Пильняк. Более того, живы еще те, кто знает об этом факте не понаслышке. И мы, как когда-то Борис Пильняк, спрашиваем у старичка, когда тут жил писатель, можно ли пройти в дом… Правда тому, пильняковскому, старичку было 103 года, а нашему гораздо меньше. «Сон давних дней»!А ведь в начале 20 века Борис Пильняк разыскивал дом, в котором провел свои детские годы Иван Иванович Лажечников (дом этот еще не был домом-музеем, а был жилым и принадлежал купцу Нестерову). Вот так и получилось, что мы знаем о доме Лажечникова гораздо больше, чем те, кто по времени находился к нему гораздо ближе.А Борис Пильняк далеко не случайно искал дом первого исторического романиста. Отличительная черта творческого кредо русского Вальтера Скотта - следовать более поэзии истории, нежели хронологии ее: «История – не наука мне, но поэма». Этот творческий метод и воспринял Пильняк. Этому способствовало и то, что Пильняк воспринимал Лажечникова как коломенского писателя. А вместе с этим приходит к Пильняку ощущение общности корней, которые берут начало в исторической общности Коломны.
Это дом, в котором жил когда-то Борис Андреевич Пильняк. Вернее, не жил, а работал. Семья (дети и жена) жили чуть дальше. Сейчас в доме живёт Жраков Иван Васильевич. На доме мы увидели мемориальную доску:
На доме еще одна мемориальная доска. На ней - стихи замечательной русской поэтессы А. А. Ахматовой, которые она посвятила Борису Пильняку.
Всё это разгадаешь ты один…Когда бессонный мрак вокруг клокочет.Тот солнечный, тот ландышевый клин.Врывается во тьму декабрьской ночиИ по тропинке я к тебе иду.И ты смеёшься беззаботным смехом.Но хвойный лес и камыши в прудуОтветствуют каким-то странным эхом.О, если этим мёртвого бужу,Прости меня, я не могу иначе:Я о тебе, как о своём тужу.И каждому завидую, кто плачет.Кто может плакать в этот страшный часО тех, кто там лежит на дне оврага Но выкипела, не дойдя до глазГлаза мои не освежила влага. А. А. Ахматова
День 16 июля 1938г. Анна Андреевна Ахматова провела в Коломне в попытках найти дом Пильняка, но так и не нашла его.С Борисом Андреевичем А.А.Ахматова познакомилась, когда тот из Санкт-Петербурга в Москву перевозил только что купленный автомобиль «Форд», они сразу же стали друзьями.
Стихи - впечатления о Коломне.
Знакомые места: улицы, скверы, дома… Такие современные и одновременно такие древние. Говорят, что по этим улицам ходила Екатерина II, Ф.М. Достоевский. Мы точно знаем, что по мосту через Коломенку бегал в дом своего деда Ваня Лажечников, а Борис Пильняк с трудом нашел дом, оставшийся от великолепной усадьбы Лажечниковых. В этой неразрывной связи поколений открывается тайна Истории: мы связаны со всеми, кто жил до нас и будет жить после, нет пространств и времен, какие бы не могла преодолеть человеческая память. Горько и призывно звучат слова, написанные в трудные для России послереволюционные годы: «Темные массы в борьбе … не пощадили и дорогих мест. Живые свидетели жизни наших великих писателей уничтожены. Разрушено то, что нельзя восстановить. Пусть останутся хотя описания и снимки дорогих мест. Будем верить, что будущее поколение отнесется с большей любовью и бережливостью к тому, что напоминает людей любивших народ…»