ТЕМА: "Тринитаризм в русских волшебных сказках"
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: доказать, что основным мотивом русских народных волшебных и авторских сказок является мотив ТРЁХ
Задачи: изучить происхождение русских народных волшебных сказок;исследовать тексты русских народных волшебных сказок и авторских сказок с точки зрения использования числа ТРИ; обобщить наблюдения по использованию числа ТРИ и сделать вывод о путях познания мира, известных с древних времён.
Методы исследования: Теоретический метод: анализ специальной литературы по проблеме исследования Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение
Объекты для изучения: Русские народные волшебные сказки:« Марья Моревна»«Сивка – Бурка» «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо» «Окаменелое царство» «Царевна – Лягушка»Сказка А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Была дорога доброй сказки длинной, Сквозь расстояния и времена. И все народы радостью единой Навек умела связывать она.
Введение Тринитаризм - это Учение о Троичности Целого, названное по латинскому ему оригиналу TRINITAS, что означает Троица, Троичный. Тринитаризм можно назвать Системой Знаний о Троице, о Триединстве. Это учение о Животворении, о Целостном и Динамичном Основании Жизни. Троичность связана с появлением христианства как религии. Здесь отразилось триединство Бога - отца, Бога- сына и Святого духа.
Символ ТРЁХ - нумерологический лейтмотив русской волшебной сказки Слово «волшебный» происходит от слова «волхв».Волхв – русский языческий жрец в Древней Руси.Свои знания волхвы передавали в форме сказаний – сказок.Волшебные сказки стали воплощением народной нравственности и мудрости:«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»
Структурные элементы в русских волшебных сказках с использованием числа ТРИ : 1. Три Героя.2. Три возможности действия.3. Три дороги — три пути, по которым герои расходятся или по которым можно пойти Главному Герою.4. Три дня — срок пути.5. Три помощника или перевоплощения.6. Три боя, три препятствия (в том числе три головы у Змея Горыныча, которые всегда в бою увеличиваются на три или в три раза).7. Три однородные операции (посвист, окрик и т. п.) разных лиц.8. Результат на третий раз.
Сказка «Марья Моревна» 1. В три года Иван Царевич переженил трёх своих сестёр.2. Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.3. Иван в поисках Марьи Моревны идёт три дня.4. Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.5. Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга... Я у неё три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»6. В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчёл, львицу со львёнком, которые потом помогают ему освободить Марью Моревну.
Сказка «Сивка – Бурка» 1. «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой -дурачком звали»....2. Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.3. Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».4. С третьей попытки Иванушка на Сивке-бурке снял перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме.5. «Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – Юдо» 1. «В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младший -Иванушка».2. Три ночи подкарауливал и сражался Иван с чудо - юдом и на третью ночь победил его.3. Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев.4. Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.5. Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперёд.
Сказка «Окаменелое царство» 1. Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.2. Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из её крыла выпали три пера.3. Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.4. Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.
Сказка «Царевна – Лягушка» 1. «В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».2. Иван ищет свою стрелу три дня.3. Трижды царь-отец даёт задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир. 4.Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня...»
Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем наши волшебные сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 1. «Три девицы - под окном...»2. Три провокации трёх испытательниц - «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».3. Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. 4. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое - все оказались со всеми, то есть добились Целого.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, мы можем смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. В основе пушкинских сказок лежат элементы народного творчества, где используются числительные - символы. Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является также число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Всё «тройственное совершенно», всё «подлинное триедино».
Эти и другие примеры показывают нам, что при всем многообразииволшебных сказок лейтмотив Трёх является связующим. Разумеется, вдревнейших произведениях это случайным быть не может.В сказочных символах волхвы объясняли тройственность всех явлений в мире: тройственность стихий, измерений, пространств.Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритмдействий - не пройдя двух, не возьмешь третье - результат. То естьничего создать без соединения трех - стихий, измерений, попыток,составляющих невозможно. Поэтому и нужно пройти все препятствия,не остановившись и не задержавшись на промежуточном результате.Причем эти препятствия не произвол частного лица, а условиявнешнего мира, который всегда предстает в виде опасных и хитрыхврагов, которых Герой призван победить, преодолеть.В конечном итоге сказка отвечала на вопрос - сколько возможнопутей познания? – ТРИ.Именно поэтому можно утверждать, что на Руси существовалодревнее тринитарное Учение, которое дошло до нас в сказках.
Работу выполнила: Геложина Анастасия,ученица 5 - б класса Научный руководитель:Полтавченко ЛарисаИгоревна