И образ мира, в слове явленный,И творчество, и чудотворство... Б. Пастернак
ВолковаАнтонина Яковлевна,учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 19»г.НовочебоксарскаПедагогический стаж – 25 лет,из них 10 лет -в СОШ № 19.
С 1998 года работаю учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ № 19». Внедряю передовые и новые технологии в преподавании русского языка и литературы. Уроки проходят по программе « Развитие критического мышления через чтение и письмо» с применением интерактивных методических приемов в совокупности с обучением различным видам анализа художественного текста.В 1999 – 2003г.г.-работа в творческих группах по проблеме внедрения инновационных технологий критического мышления, в лаборатории «Пути постижения тайны текста»; выступление на семинаре «Проблемы анализа текста»; публикации в методических пособиях «Лингвистический анализ текста», «Имманентный анализ текста»,участие в разработке хрестоматии по внеклассному чтению «Обретающему путь» (5-10кл.), изданных под редакцией профессора, доктора ф.н. Ермаковой Г.А. В 2003 – 2005г.г.- открытые уроки для учителей школы, города, Мари Эл, Красночетайского, Шумерлинского и других районов Чувашской Республики, слушателей курсов повышения квалификации Чувашского Республиканского института образования с циклами уроков по теме «Лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы» по произведениям М.Пришвина «Клады человека», «Деревья в лесу», Д. Зуева «Музыка весны», И.Шмелева «Рождество», А.Толстого «Земля «оттич и дедич», Е.Баратынского «Весна» и другим; выступление с уроком-практикумом на РМО учителей - руководителей ШМО – Ленинского района г. Чебоксары; совместно с кафедрой русского языка и литературы ЧРИО – участие в выпуске методических пособий «Душеобразование через слово писателя», выступление на городском фестивале методических идей «Педагогический поиск».
В 2006г.-открытые уроки для информационно – методического центра рай(гор)отделов и управлений образований республики по теме «Модульное обучение при написании сочинения – рассуждения»в 8б классе, выступление на Педагогических чтениях с докладом «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы в «трудном» 8б классе». Разработала и апробировала четыре элективных курса, например. «Модульное обучение при отработке навыков написания творческой части изложения в 9б классе». Выступила с исследовательской работой «Функции звукописи и цветописи как концептов в постижении художественного мира Г. Айги и И.Шмелева» на конференции, посвященной Н.И. Ашмарину, в ЧГУ, в секции сопоставительного литературоведения. Утверждена тема моей диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук на заседании Ученого совета факультета чувашской филологии и культуры . В 2007 году представила для заместителей директоров по ВР города мастер-класс по теме «Семь благословений чувашского народа (по отрывку из повести В. Погильдякова «Курай»)», выступила с научно-исследовательской работой на городской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, а также на Всероссийской научно-практической конференции в ЧГПУ «Русский язык как интеллектуальная ценность и как учебный предмет», посвященной Году русского языка на секции «Поэтика художественного слова», с докладами «Особенности представления концептосферы «Память» в художественном мире Г. Айги (на примере стихотворения «Сказка»), «Поэтика слова И.С. Шмелева. «Лето Господне» (гл. «Рождество»); прошла профессиональную подготовку в ГОУ «Чувашском республиканском институте образования» по программе «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися ИКТ» в рамках программы Intel «Обучение для будущего». Награждена Почетной Грамотой Министерства Образования Российской Федерации в 2004 г., Почетной грамотой Управления Образования в 2002, 2004, 2005, 2006 г.г., Дипломом Управления Образования в 2003 г., Благодарственным Письмом Управления Образования и молодежной политики в 2007 г.
Жизнь ведь тоже только миг,Только раствореньеНас самих во всех другихКак бы им в даренье Б. Пастернак
Методическая доминанта моих уроков: -сотворчество; -сотрудничество; -сопереживание; -соразмышление; -сопричастность.
Позиция учителя: - открытость к творческому диалогу с Поэтом и учениками; - готовность и умение пройти вместе с учениками путь ОТ чтения и понимания текста ЧЕРЕЗ обсуждение и анализ прочитанного К саморефлексии; - осмысление мироощущения Поэта для понимания замысла произведения и создания полноты своего мировосприятия; - помощь учащимся в реализации замыслов творческой самопрезентации.
Подготовка к презентации проекта по творчеству Б. Пастернака
Читая Пастернака
Б. Пастернак. «Здесь будет все; пережитое…» (отр.) …Есть в опыте больших поэтовЧерты естественности той, Что невозможно, их изведав,Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь,В неслыханную простоту.Но мы пощажены не будем,Когда ее не утаим.Она всего нужнее людям, Но сложное понятней им…
Три круга творения Список анализируемых произведенийНП 1,2 – Близнец в тучах (1912-1914) «Начальная пора* (1928)Рлк — первые опыты о Реликвимини (1910—1911)ПБ1,2 — «Поверх барьеров» (1916, 1928) СМЖ — «Сестра моя — жизнь» (1917, изд. 1922) ДЛ — «Детство Люверс» (1918) ТВ — «Темы и вариации» (1916—1922) ТсВ — «Тема с вариациями» (1918) СРЛ — «Стихи разных лет» (1918—1931) ВБ1,2 — «Высокая болезнь» (1923, 1928) ВП — «Воздушные пути» (1924) 905 г. —«Девятьсот пятый год» (1925—1926) ЛШ - «Лейтенант Шмидт» (1926—1927) Переписка — Переписка Цветаевой и Пастернака (1922—1927, пик 1926)Спк — «Спекторский» (1925—1930) Пв - «Повесть» (1929) ОГ — «Охранная грамота» (1928—1930) ВР — «Второе рождение» (1930—1931) НРП — «На ранних поездах» (1936—1944) СЮЖ — «Стихотворения Юрия Живаго» (1946—1953) ДЖ — прозаический корпус романа «Доктор Живаго» (1946—1953) КР - «Когда разгуляется» (1956-1959) ЛП — «Люди и положения» {1956—1957)
Б. Пастернак. «Давай ронять слова…» Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь?Давай ронять слова,Как сад – янтарь и цедру,Рассеянно и щедро,Едва, едва, едва. Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.
Кто иглы заслезил И хлынул через жерди На ноты, к этажерке Сквозь шлюзы жалюзи. Кто коврик за дверьми Рябиной иссурьмил, Рядном сквозных, красивых, Трепещущих курсивов. Ты спросишь, кто велит, Чтоб август был велик, Кому ничто не мелко, Кто погружен в отделку Кленового листа И с дней Экклезиаста Не покидал поста За теской алебастра?
Ты спросишь,кто велит?-Всесильный Бог деталей,Всесильный Бог любви,Ягайлов и Ядвиг.
Не знаю, решена ль Загадка зги загробной, Но жизнь, как тишина Осенняя, - подробна.
Б.Пастернак. «Снег идет»(отр.) Из сб. «Когда разгуляется»Снег идет, снег идет.К белым звездочкам в буранеТянутся цветы гераниЗа оконный переплет.Снег идет, и все в смятеньи,Все пускается в полет, - Черной лестницы ступени,Перекрестка поворот.Снег идет, снег идет,Словно падают не хлопья,А в заплатанном салопеСходит наземь небосвод. Словно с видом чудакаС верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь идет,Не оглянешься – и Святки.Только промежуток краткий,Смотришь, там и Новый год…
С Т И Х О Т В О Р Е Н И Я аудио Быть знаменитым некрасивоНобелевская премияЗимняя ночьФевраль