Роль музыки в пьесах А.Н.ОстровскогоПодготовила ученица 10 социально-экономического классаМОУ Богучарский лицейДавиденко АнастасияНаучный руководитель Волкова И.Б.Учитель русского языка и литературы
Что такое музыка? Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков?Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью?Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств? Тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или кратких мгновениях истинной радости и веселья?
Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, благороднее. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и выплескивать свои чувства, эмоции вместе со звукам4пи, делится с окружающими мыслями, переживаниями.
Романс Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Виды романсов ГородскойРазновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. Цыганский Жанр цыганского романса был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Впоследствии, жанр был развит и изменён до современного состояния самими цыганами. В настоящий момент цыганский романс представляет собой вид песни, имеющий корни как в русском классическом и городском романсе, так и в городской лирической песне, узнаваемо цыганский по музыке и лирике, и может иметь как цыганский, так и русский текст.ЖестокийСвоеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.
«Матушка-голубушка»Слова С.НиркомскогоМузыка А.ГурилеваЭтот романс показывает одночество души Ларисы, так какЕе матушка голубушка не поддерживает мнение дочерии выдает замуж за первого попавшегося мужчину, который береттакую «бесприданницу»
«Разуверение»Слова Е.БаратынскогоМузыка М.И.ГлинкаРоманс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. М.И. Глинке удалось угадать в стихах Баратынского не убеждённый отказ от любви, о чём говорится в тексте, а, наоборот, жажду чувств, жажду страсти, жажду тревог, и передать это в музыке. При всей элегичности его романс прозрачен, чист, наполнен светлой грустью. Он дает яркое представление о душевном мире героини.
Романсы в пьесах Островского «Матушка-голубушка»Слова НиркомскогоМузыка А.Гурилева
Народная песня в пьесах Островского Лирические песни («Вспомни, вспомни, мой любезный…» пьса «Не в свои сани не садись», «Ах, размолодчики вы молоденькие…», «Не цветочек в поле вянет…» - «Бедность не порок», «Среди долины ровныя» - «Гроза»)Частушки («Одна гора высока» пьеса «Бедность не порок»)Обрядовые песни («Научить ли те, Ванюша…» отрывок из святок пьеса «Не в свои сани не садись»)Святочные гадания («Сей, мати, мучицу…», «Сидит воробей на беле-городе…» пьеса «Бедность не порок»)Плясовые («Как у нас-то козел» пьеса «Бедность не порок»)Свадебные обрядовые («А кто у нас холост…» - «Бедность не порок»)Казачьи («Черный ворон» - «Горячее сердце»)Причитания («Провожу-то ли я дружочка…» - «Горячее сердце»)Детские песни («Купался бобер» - «Снегурочка»)
«Снегурочка» Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни.
«Земляничка-ягодка» Земляничка-ягодкаБез пригреву вызрела,Сиротинка-девушка Без призору выросла,Ладо мое, ладо!Земляничка-ягодкаПод кусточком выросла, Сиротинка-девушка Без призору выросла,Ладо, мое ладо!
«Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Краткий рассказ об участи Бориса, который живет один в абсолютно чуждом ему городеПерекличка с образом Катерины:мечты девушки остаются мечтами,как и у лирического героя песни
«Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…»М.В.ЛомоносовЭтой песней автор подчеркиваетнеизбежность всепоглощающего чувства любви, которое подстерегает всех и каждого
Вывод: Автор использует музыку для раскрытия душевного состояния героя, его переживаний, чувств, мыслей. Островский изображает тот мир, где выражение чувства облекает форму песни. Песня – это чувство, порыв, душа человека. Музыка у Островского становится мощным средством выражения человеческих переживаний, помогает раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации.Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии.Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.