В детство – за честным словом Исполнилось 7о лет книге Л.Пантелеева « Честное слово» Детство не должно быть ничем прикрыто. Никакой идеологией.Александр Дейнека. "Крымские пионеры". 1934. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Леонид Пантелеев Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”, “Платочек”.Умер писатель в 1987 г. в Москве.Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).
Расшифруйте слова ОБОРДАТ ДОБРОТА ВИЧОТЫЗТЬОВС ОТЗЫВЧИВОСТЬ ВЖИЛСЬТО ЛЖИВОСТЬ НССЕТЬЧТО ЧЕСТНОСТЬ
Честный - правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства. Д.Н. Ушаков
В рассказе «Честное слово» писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей, приучает бережно относиться к детским радостям и огорчениям. «Детский» и «взрослый» мир - понятия во многом условные, и честное слово, данное маленьким «сержантом» во время игры,- мост, переброшенный писателем в будущее этого характера. Нечуткость взрослого, его пренебрежение своей «памятью детства» могли бы искалечить веру маленького человека в незыблемость понятий «часовой», «пост», «честь». Мальчик, о котором ребята забыли во время игры у «порохового склада», не остался заброшенным - случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. Этот рассказ по-своему варьирует героическое начало в детских характерах, подчеркивая его значимость в невоенной обстановке, в игре.
Словарная работа Как вы понимаете значение слов:СТОРОЖКА – помещение для сторожа;БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо
Работа по содержанию текста - От чьего имени идет повествование?- Где происходили действия?- Что узнали о мальчике?-Почему мальчик плакал?- В какую ситуацию он попал?- Как к этому отнесся рассказчик?(Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)- Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?- Какая мысль пришла в голову рассказчику?- Почему только военный мог снять мальчика с караула?
- Охарактеризуйте мальчика. Какой он? - смелый-стойкий- серьёзный- мужественный- ответственный- честный- Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?- Могли вы поступить также?
Найдите в тексте отрывки, которые соответствуют данным иллюстрациям. (Иллюстрации на слайдах 10,11,12,13).
Что вам понравилось в этом рассказе?- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?- Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?- Как майор отнесся к честному слову мальчика? Почему? Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»?- А как его выполняли?- Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?
ВЫВОД: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
Ведь ты Человек, Ты сильный и смелый! Своими руками Судьбусвою делай.Иди против ветра, На месте не стой. Пойми: не бывает Дороги простой.