А.С. Пушкин и физика Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь…
Медный всадник …И прямо в темной вышине Над огражденною скалоюКумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне.»
Из истории создания памятника Петру Великому Работа Фальконе над фигурой всадника, остановившего вздыбившегося коня у самого края скалыСоздание пьедестала для памятника
Создание пьедестала Для «скалы» неподалеку от Петербурга нашелся огромный гром-камень массой около 1600 тонн, с глубокой расщелиной, оставленной в нем некогда ударившей молнией. Камень нужно было вывозить из 50метровой глубины болотной топи и доставить в Петербург.
Путь начался… С помощью рычагов и воротов глыбу опрокинули на гигантскую платформу, но дорога не позволяла осуществить перевозку. Ждали морозов, чтобы преодолеть 8 верст.С невероятным трудом камень был доставлен в столицу. Для его транспортировки был изобретен оригинальный способ. Везли камень на огромной деревянной платформе с медными полозьями. Под полозья подкладывали деревянные рельсы с желобами, в которых лежали медные шары. По ним при помощи воротов 400 человек катили платформу со скоростью 400 м в сутки. Во время движения на скале сидели 48 каменотесов, старавшихся придать ей нужную форму. Подвезя к реке, монолит погрузили в гигантскую баржу и доставили прямо к набережной Сенатской площади. Вся операция по перевозке камня заняла почти полгода.Так подшипники сыграли большую роль в перемещении гром –камня, а условия плавания тел – в доставке его на место.
Работа над памятником
Открытие памятника
Физика и лирика Пушкина Первоначальное значение слова «физика» (от греч. ju1siV – природа) - природа, все, что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звезды, далекие миры. И сам человек со своим сложным миром мыслей, переживаний, ощущений. К физике-природе, при таком исконном понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно, самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по научному глубоко.Блестящий знаток природы Пушкин не мог не описать многие физические явления…Красиво дает описание: «белых ночей»смены времен годакруговорота воды в природеволнового движенияотносительности движениябуряприроды
И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.
Едва прозрачный лед, над озером тускнея,Кристаллом покрывал недвижные струи… («К Овидию»)Исчезли юные забавы, как сон как утренний туман… («К Чаадаеву»)Взломав свой синий лед, Нева к морям его несет и, чуя вешни дни, ликует…(
Ветер по морю гуляет,И кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.… И сладостно шумят полуденные волны…
Движенья нет – сказал мудрец брадатый,Другой смолчал и стал пред ним ходить.Сильнее бы не мог он возразить;Хвалили все ответ замысловатый.Но, господа, забавный случай сейДругой пример на память мне приводит:Ведь каждый день пред нами солнце ходит,Однако прав упрямый Галилей.
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»
…В багрец и золото одетые леса...
А.С. Пушкин и естественно-научная картина его времениКак хорошо! Вот сладкий плод ученья!Как с облаков ты можешь обозретьВсе царство вдруг: границы, грады, реки.Учись, мой сын: наука сокращаетНам опыты быстротекущей жизни...Учись, мой сын, и легче и яснееДержавный труд ты будешь постигать. «Борис Годунов»
Пушкин понимал, что знания - такое же богатство страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания - капитал, залог и необходимый потенциал развития общества. В 7-й главе «Евгения Онегина» представлена развернутая картина будущей российской действительности:Когда благому просвещеньюОтдвинем более границ,Со временем (по расчисленьюФилософических таблиц,Лет чрез пятьсот) дороги, верно,У нас изменятся безмерно:Шоссе Россию здесь и тут,Соединив, пересекут.Мосты чугунные чрез водыШагнут широкою дугой,Раздвинем горы, под водойПророем дерзостные своды,И заведет крещеный мирНа каждой станции трактир.
Из бедного седого простякаПанкратий вдруг в Невтоны претворился.Обдумывал, смотрел, сличал, смекнуИ в радости свой опрокинул стул.И, как мудрец, кем Сиракуз спасался,По улице бежавший бос и гол,Открытием своим он восхищалсяИ громко всем кричал: «Нашел! нашел!»поэма«Монах», 1813г.
Земля недвижна; неба своды,Творец, поддержаны тобой,Да не падут на сушь и водыИ не подавят нас собой, –и сопровождает в рукописи написанное красноречивым комментарием: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!» «Подражаниях Корану»
О, сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель…1829г.
Презентацию выполнила:Лифанова Наталья Владимировна, учитель физики МОУ Космынинская СОШМР г. Нерехта и Нерехтский районКостромская область