PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / История / Просвещение, наука, литература, искусство
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Просвещение, наука, литература, искусство


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Просвещение, наука, литература, искусство


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Оглавление. Литература. Живопись. Архитектура. Музыка. Наука. Образование. Жилищ
Описание слайда:

Оглавление. Литература. Живопись. Архитектура. Музыка. Наука. Образование. Жилище. Одежда. Питание.

№ слайда 2 Литература. Литература XVIII века была подготовлена всей предшествующей историей
Описание слайда:

Литература. Литература XVIII века была подготовлена всей предшествующей историей русской литературы, ходом развития общества и русской культуры. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление - сентиментализм.

№ слайда 3 Классицизм - общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особеннос
Описание слайда:

Классицизм - общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности и определённую степень развития. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17-го века. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма - конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений-человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум. Классицизм - общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности и определённую степень развития. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17-го века. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма - конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений-человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум. В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской, но был вызван сходными историческими условиями - становлением сильного самодержавного государства. Он был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий. Основной конфликт 18-го века в России - конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва. С 60-х гг. 18-го века крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крестьянами.

№ слайда 4 Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том,
Описание слайда:

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: "Кларисса" С. Ричардсона, "Страдания юного Вертера" И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: "Кларисса" С. Ричардсона, "Страдания юного Вертера" И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

№ слайда 5 Живопись. ХVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Описание слайда:

Живопись. ХVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни. Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович Угрюмов («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»). В развитии портретной живописи проявились две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

№ слайда 6 Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору иностранных мастеров, прив
Описание слайда:

Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору иностранных мастеров, привозивших с собой новые художественные веяния, русское искусство вовлекалось в орбиту движения европейского, проходило те же этапы развития стиля. Но, мало того, иностранцы были и непосредственными учителями русских художников. Они прививали им те профессиональные навыки, без которых невозможно настоящее развитие таланта. Нам неизвестен учитель И. Н. Никитина, но трудно сомневаться в том, что это был заезжий мастер высокого класса, возможно, И. Г. Таннауер. В зрелом возрасте Никитин был послан Петром в Италию, где в течение нескольких лет систематически дополнял свое художественное образование в стенах Флорентийской Академии под руководством Томмазо Реди. А. Матвеев учился в Амстердаме у А. Боонена, в Гааге у К. де Моора, а затем в Антверпенской Академии, где значился в списке лучших учеников. И. Я. Вишняков сформировался как живописец под влиянием Л. Каравакка, выходца из Марселя. Может быть, особенно замечателен случай А. П. Антропова, который только в зрелом возрасте нашел свой собственный стиль под влиянием итальянского живописца П. Ротари. Наконец, И. П. Аргунов, крепостной человек графа П. Б. Шереметева, учился у немецкого мастера Г.-Х. Гроота. Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору иностранных мастеров, привозивших с собой новые художественные веяния, русское искусство вовлекалось в орбиту движения европейского, проходило те же этапы развития стиля. Но, мало того, иностранцы были и непосредственными учителями русских художников. Они прививали им те профессиональные навыки, без которых невозможно настоящее развитие таланта. Нам неизвестен учитель И. Н. Никитина, но трудно сомневаться в том, что это был заезжий мастер высокого класса, возможно, И. Г. Таннауер. В зрелом возрасте Никитин был послан Петром в Италию, где в течение нескольких лет систематически дополнял свое художественное образование в стенах Флорентийской Академии под руководством Томмазо Реди. А. Матвеев учился в Амстердаме у А. Боонена, в Гааге у К. де Моора, а затем в Антверпенской Академии, где значился в списке лучших учеников. И. Я. Вишняков сформировался как живописец под влиянием Л. Каравакка, выходца из Марселя. Может быть, особенно замечателен случай А. П. Антропова, который только в зрелом возрасте нашел свой собственный стиль под влиянием итальянского живописца П. Ротари. Наконец, И. П. Аргунов, крепостной человек графа П. Б. Шереметева, учился у немецкого мастера Г.-Х. Гроота.

№ слайда 7 Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь послушно копировало ев
Описание слайда:

Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь послушно копировало европейское. Насущные потребности жизни страны и особенности национальной художественной психологии вносили в его развитие свои коррективы. Так, практическая ориентация и высокий пафос служения государству, свойственные петровской культуре, способствовали реалистической направленности тогдашнего искусства и вместе с тем его приверженности к официально пышным барочным формам. Рокайльный стиль, представителем которого в России с 1716 года являлся Каравак, вначале не получил распространения. Однако в царствование Анны Иоанновны и при Елизавете Петровне, когда многие начинания Петра I были заброшены и главным содержанием придворной жизни стали бесконечные празднества и увеселения, Каравак занял ведущее положение в русском искусстве. Правда, при этом тяжеловесная поступь российской действительности изменяет характер его живописи, которая утрачивает свою былую легкость, приобретая взамен несколько напыщенную и неповоротливую торжественность. Ученик же Каравака, Вишняков, казалось бы, парадоксальным образом, на основе его стиля создает произведения, связанные с исконно русскими, национальными представлениями о духовном характере красоты, проникнутые, быть может; несколько наивной, но высокой и светлой поэзией. Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь послушно копировало европейское. Насущные потребности жизни страны и особенности национальной художественной психологии вносили в его развитие свои коррективы. Так, практическая ориентация и высокий пафос служения государству, свойственные петровской культуре, способствовали реалистической направленности тогдашнего искусства и вместе с тем его приверженности к официально пышным барочным формам. Рокайльный стиль, представителем которого в России с 1716 года являлся Каравак, вначале не получил распространения. Однако в царствование Анны Иоанновны и при Елизавете Петровне, когда многие начинания Петра I были заброшены и главным содержанием придворной жизни стали бесконечные празднества и увеселения, Каравак занял ведущее положение в русском искусстве. Правда, при этом тяжеловесная поступь российской действительности изменяет характер его живописи, которая утрачивает свою былую легкость, приобретая взамен несколько напыщенную и неповоротливую торжественность. Ученик же Каравака, Вишняков, казалось бы, парадоксальным образом, на основе его стиля создает произведения, связанные с исконно русскими, национальными представлениями о духовном характере красоты, проникнутые, быть может; несколько наивной, но высокой и светлой поэзией.

№ слайда 8 При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны Иоанновны, в
Описание слайда:

При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны Иоанновны, в моду входят новые представители стиля рококо , Г.-Х. Гроот и П. Ротари, олицетворявшие в своем искусстве его непринужденную, хотя и несколько жеманную игривость, веселое изящество. Но устремления их русских учеников А. П. Антропова и И. П. Аргунова основательней, серьезней. Легкость характеристики образа уступает место углубленности, светская шутливая беседа — важному, порой задушевному разговору. На смену пафосу официального служения Петровской эпохи приходит интерес к личности, частной жизни. Поэтому их произведениям свойственны большая простота, а порой и как бы интимная, лирическая окрашенность. Наконец, немаловажным фактором в развитии русского искусства был различный уровень профессиональной подготовки художников. Так, И. Н. Никитин и А. Матвеев, обучавшиеся в заграничных академиях, были ближе других к европейским мастерам. Остальные порой страдали от отсутствия систематического художественного образования. Но в то же время недостаток европейской ремесленной выучки придает произведениям этих живописцев особое очарование, делает более явственными национальные черты; в них ощутим колорит эпохи, когда образованное русское общество уже вполне уютно чувствовало себя в европейских одеждах, но еще не успело расстаться со многими привычками косной боярской старины. При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны Иоанновны, в моду входят новые представители стиля рококо , Г.-Х. Гроот и П. Ротари, олицетворявшие в своем искусстве его непринужденную, хотя и несколько жеманную игривость, веселое изящество. Но устремления их русских учеников А. П. Антропова и И. П. Аргунова основательней, серьезней. Легкость характеристики образа уступает место углубленности, светская шутливая беседа — важному, порой задушевному разговору. На смену пафосу официального служения Петровской эпохи приходит интерес к личности, частной жизни. Поэтому их произведениям свойственны большая простота, а порой и как бы интимная, лирическая окрашенность. Наконец, немаловажным фактором в развитии русского искусства был различный уровень профессиональной подготовки художников. Так, И. Н. Никитин и А. Матвеев, обучавшиеся в заграничных академиях, были ближе других к европейским мастерам. Остальные порой страдали от отсутствия систематического художественного образования. Но в то же время недостаток европейской ремесленной выучки придает произведениям этих живописцев особое очарование, делает более явственными национальные черты; в них ощутим колорит эпохи, когда образованное русское общество уже вполне уютно чувствовало себя в европейских одеждах, но еще не успело расстаться со многими привычками косной боярской старины.

№ слайда 9 Архитектура. Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необ
Описание слайда:

Архитектура. Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. При восприятии произведений русской архитектуры независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер.

№ слайда 10 Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура первой половины XVI
Описание слайда:

Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Государственные и культурно-бытовые преобразования в Петровский период вызвали к жизни промышленных и общественных зданий и сооружений – фортификаций, верфей, заводов, производственных и гостиных дворов, коллегий, госпиталей, учебных и музейных помещений, театров и жилых зданий. Застройка Петербурга осуществлялась преимущественно по берегам Невы, ее рукавов и протоков, в силу сильной заболоченности почв и выхода к водным путям. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н.Микетти, Г.Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови, И.Шендель, А.Шлютер, голландец Г.Ван Болес. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы – М.Фонтана и инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И.П.Зарудный, Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов, Г.Устинов и другие. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д.Трезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий.

№ слайда 11 Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1
Описание слайда:

Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли. В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.). Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712-1733). В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли. В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала – дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.). Новое направление в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке.

№ слайда 12 Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И.Ф.Мичурин
Описание слайда:

Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г). В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать. Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени. Продолжали развиваться другие города России. Интересным примером долговечности национальных архитектурных традиций в провинции является Петропавловский собор в Казани (1726 г). В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Музыка.    С XVIII века в России успешно утверждалась музыка европейск
Описание слайда:

Музыка.    С XVIII века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью. Создавались домашние оркестры и театры. Были особенно знамениты крепостные театры Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге существовал придворный итальянский театр, для которого работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали провинциальные города. В 18 веке сложилась и русская композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые просветительские идеи, интерес к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными композиторами. Евстигней Фомин прославился в жанре "песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы-трагедии ("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций на русские народные темы. Осип Козловский завоевал популярность патриотическими полонезами ("Гром победы, раздавайся!") и "российскими песнями".

№ слайда 15 Наука. Академия наук. ХVIII век стал временем становления российской науки. Осен
Описание слайда:

Наука. Академия наук. ХVIII век стал временем становления российской науки. Осенью 1724 года Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя -реформатора — в 1725 году. Значительными были и средства, отпущенные государством на нужды академии. В ее составе действовали не только обсерватория, физическая и химическая лаборатории, но и музей, библиотека, типография, ботанический сад. В академии работали выдающиеся зарубежные ученые (например, выдающийся математик Л. Эйлер, историк Миллер и др.). Особенностью Академии наук России ‚было то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал академический университет, ставший центром подготовки первых отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение крупнейший русский ученый энциклопедист ХVIII века Михаил Васильевич Ломоносов.

№ слайда 16 Естественные науки. М. И. Шеин в 1744 году издал первый русский анатомический ат
Описание слайда:

Естественные науки. М. И. Шеин в 1744 году издал первый русский анатомический атлас. В 1756 году в Москве был основан ботанический сад заводчиков Демидовых. В конце века в Москве и Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 году первый «Атлас Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в какое сравнение с российскими просторами. В области геологии были накоплены богатые материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых районах страны). В конце века появились первые геологические карты различных регионов. Астрономия была представлена в эти годы именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова. Они продолжали наблюдения за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана целая сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. К концу века их насчитывалось уже около 70. Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом были сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Если работы М. В. Ломоносова в области химии носили теоретический характер, то его последователи в основном занимались практическими вопросами. Были созданы первые химические лаборатории на ряде предприятий, где создавались красители, клеи, фильтры и т. д.

№ слайда 17 Гуманитарные науки. Достижения исторической мысли были представлены именами М. В
Описание слайда:

Гуманитарные науки. Достижения исторической мысли были представлены именами М. В. Ломоносова и Василия Никитича Татищева. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История Российская» Татищева была первым опытом научного освещения нашей истории. В области филологии крупнейшим событием стало открытие в 1783 году Росийской академии — научного центра для изучения русского языка и литературы. Позже она вошла в состав Академии наук как отделение русского языка и словесности. С ее помощью произошло утверждение нового литературного языка, в основу которого был положен принцип: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут». Первым президентом Российской академии стала Екатерина Романовна Дашкова.

№ слайда 18 Академические экспедиции. Одним из важнейших направлений развития науки в ХVIII
Описание слайда:

Академические экспедиции. Одним из важнейших направлений развития науки в ХVIII веке стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще неизвестных науке территорий. В начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая восточное побережье Каспия, земли Хивы и Бухары. Важнейшим направлением последующих экспедиций было сибирское. В 1719— 1721 годах была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов. В 1725 1729 годах состоялась Первая Камчатская экспедиция Беринга, задача которой состояла в доказательстве существования пролива между Азией и Америкой. Вслед за этим Беринг предпринял и Вторую Камчатскую экспедицию, которая исследовала также часть Аляски и Алеутских островов. Впервые участники экспедиции подразделили Сибирь на Западную и Восточную как особые физикогеографические районы. Один из участников этой экспедиции, Степан Петрович Крашенинников, опубликовал в 1756 году крупное двухтомное «Описание земли Камчатки». Открытые русскими первопроходцами земли Америки отошли к России, началось их освоение. В 1768—1774 годах были снаряжены пять экспедиций, собравших большой материал не только о природе, но и о населении и хозяйстве различных районов России. Масштабы и итоги экспедиций были настолько велики, что в 1739 году был учрежден специальный Географический департамент

№ слайда 19 Выдающиеся техники и изобретатели. ХVIII век стал временем прорыва в научно-техн
Описание слайда:

Выдающиеся техники и изобретатели. ХVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России. Андрей Константинович Наргков построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741). Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол — самый большой в мире. Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году первую в мире действующую модель вертолета. Родион Глинков построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек. Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728— 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для заводских нужд первую паровую машину. Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800), создавший в 70-х годах на Эмеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники. Одним из крупнейших изобретателей и механиков ХVIII века был Иван Петрович Кулибин (1735—1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773— 1775 годах уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» — прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней».

№ слайда 20 Образование. Основной формой обучения низших слоев населения продолжали оставать
Описание слайда:

Образование. Основной формой обучения низших слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764). Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

№ слайда 21 Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в
Описание слайда:

Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 году Академия художеств. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 году Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном — русском — языке. Студенты учились вначале на трех факультетах юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости». Таким образом, ХVIII век стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования. Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 году Академия художеств. Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 году Московского университета. Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном — русском — языке. Студенты учились вначале на трех факультетах юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы первые российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости». Таким образом, ХVIII век стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования.

№ слайда 22 Жилище. Сословные различия в жилищном строительстве в ХVIII веке стали наиболее
Описание слайда:

Жилище. Сословные различия в жилищном строительстве в ХVIII веке стали наиболее наглядными. Парадные дворцы российских императоров в конце ХVIII века не имели ничего общего не только с царскими хоромами ХVII века, но и со скромными жилищами Петровской эпохи. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам В. В. Растрелли. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад. Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Г. Орлова, Таврический — для Г. А. Потемкина (причем у него он был выкуплен за 600 тысяч рублей и сразу вновь ему подарен). Анна Иоанновна ради шутки приказала построить ледяной дворец для своего шута. Изо льда было сделано все: ворота и скульптуры, решетки ограды и баня (которую топили ледяными дровами, обмазанными нефтью), мебель и зеркала. Забава, обошедшаяся в десятки тысяч рублей, вскоре, по наступлению весны, растаяла. Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Причем старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. Даже заводчик Прокофий Демидов построил себе дворец в Москве, богато украшенный фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами. В мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных клетках сидели привезенные за тысячи километров канарейки и говорящие по французски попугаи.

№ слайда 23 Одежда. В одежде высших слоев российского общества в течение ХVIII века произошл
Описание слайда:

Одежда. В одежде высших слоев российского общества в течение ХVIII века произошли огромные изменения. Введенные Петром I западноевропейские фасоны платья и обуви, головных уборов и зимней одежды теперь уже никто не внедрял насильно. Русское дворянство вначале выписывало модные одежды из Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Г. А. Потемкина составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно равно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, украшены даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.

№ слайда 24 Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости. Все это
Описание слайда:

Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости. Все это также было богато украшено золотом и самоцветами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны были носить напудренные парики («львиные гривы» или «крысиные хвосты»). Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье (ее талия казалась теперь очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, например, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после нее осталось еще 15 тысяч платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Лишь знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тысяч рублей (стоимость Таврического дворца). Для мелкопоместных дворян и бедных чиновников такая роскошь была невозможной. Однако и они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьянство же оставалось и одетым, и обутым так же, как и за сто лет до этого. Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и трости. Все это также было богато украшено золотом и самоцветами. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны были носить напудренные парики («львиные гривы» или «крысиные хвосты»). Не менее сложными и дорогими были и женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье (ее талия казалась теперь очень узкой). Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена. Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, например, во время московского пожара сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после нее осталось еще 15 тысяч платьев. Украшались платья огромным количеством драгоценностей. Лишь знаменитое жемчужное ожерелье дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тысяч рублей (стоимость Таврического дворца). Для мелкопоместных дворян и бедных чиновников такая роскошь была невозможной. Однако и они стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьянство же оставалось и одетым, и обутым так же, как и за сто лет до этого.

№ слайда 25 Питание. Питание основной части населения Российской империи оставалось традицио
Описание слайда:

Питание. Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Лишь во время эпидемии и голода в Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с неизвестным до тех пор картофелем. Однако, несмотря на голод, внедрять его в рацион крестьян пришлось едва ли не силой, из-за чего случались и «картофельные» бунты. Для богатого и среднего городского населения в ХVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен и главный принцип допетровской системы питания — «раздельное» питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше не только тушки птиц, но и животных зажаривались целиком на вертеле, на открытом огне, то теперь мясо жарили кусочками. Для этого впервые стали использовать плиты и сковороды. Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Не было сколько-нибудь популярного в европейских странах рецепта, который не попробовали бы русские вельможи. А некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых, теперь традиционных блюд русской кухни. Так, повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого на Западе его именем или просто « русским».

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27 Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную
Описание слайда:

Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок, приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на французский манер — из слоеного. Широкое распространение в ХVIII веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4—5 часов. Еще до начала обеда (пока собирались гости) пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале — до десяти различных супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда — ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски -копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты. Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок, приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на французский манер — из слоеного. Широкое распространение в ХVIII веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4—5 часов. Еще до начала обеда (пока собирались гости) пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале — до десяти различных супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда — ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали новые закуски -копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru