«Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирования у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». 900igr.net
Культура Киевской Руси УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ Выполнила учитель истории Куликовской СОШ Мальсагова Л.И.
ЦЕЛИ Ознакомление учащихся с культурой Киевской Руси с использованием ИКТ; умение ориентироваться в информационном пространстве
Основные задачи образовательная: ознакомить учащихся с культурными достижениями Киевской Руси; развивающая: углубить, осмыслить и систематизировать знания учащихся; развить умение и навыки использования ИКТ в учебной деятельности; воспитательная: воспитывать любовь и уважение к культуре Русского государства.
Тип урока Урок изучения нового материала
Оборудование настенная карта Киевской Руси, картины с изображением Древнерусского города, слайды по культуре Киевской Руси, раздаточный материал: отрывки из текстов «Поучение детям» Владимира Мономаха и «Повесть временных лет», Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный экран.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Изучение нового материала: 1. путешествие в Киев, 2. Софийский храм, 3. школа при монастыре, 4. Киево-Печерский монастырь, 5. торговая площадь. Закрепление материала. Домашнее задание.
Как вы понимаете содержание термина культура ?
Культура – все достижения человечества за всю историю его существования
Духовная культура Материальная культура ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ
Высоко передо мною Старый Киев над Днепром Днепр сверкает над горою Переливным серебром. Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель!
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Это замечательное архитектурное сооружение было выстроено в Киеве при князе Ярославе Мудром. Возведено оно было из камня. Створки ворот были обиты позолоченными медными листьями. Сверху над воротами находился храм. Строительство Золотых ворот дорого обошлось князю, однако Ярослав не поскупился на траты. Как вы думаете, почему? Золотые ворота потряси тех, кто их видел, своей мощью и великолепием. У ворот днем и ночью стояли грозная стража. Минуя ее, войдем в город и мы.
КИЕВ Ты старинное русское имя На сегодняшней карте найди И тотчас поезжай в стольный Киев, В Золотые ворота войди. И откроется чуткому взору Красота заповедных затей: Соболиные шапки соборов И могучие стрелы церквей. (Звучит магнитофонная запись колокольного звона)
Храм святой Софии Киевская София была воздвигнута на том месте, где в 1037 г. войско под руководством Ярослава Мудрого одержало победу над печенегами. На огромную высоту возносил он тридцать глав своих, сверкающий золотыми куполами.
ГДЕ, В КАКОЙ СТРАНЕ СУЩЕСТВОВАЛ ХРАМ С ПОДОБНЫМ НАЗВАНИЕМ?
ХРАМ ИЗНУТРИ Великолепные фресковые росписи, мозаичные изображения украшают стены храма.
ФРЕСКА – роспись по сырой штукатурке. МОЗАИКА – рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.
Стены храма украшались также иконами. Иконы создавались трудом мастеров-иконописцев.
ИКОНА – предмет поклонения- живописное изображения бога, святого или святых, образ.
Она в тревоге и печали Чрез зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали. Где престол пожарами повит. И такое скорбное волненье В чистых девичьих чертах, что лик В пламени молитвы каждый миг Как живой меняет выраженье.
Кем и когда была создана славянская письменность? Сколько букв в современной азбуке?
ПАМЯТНИК КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ
Почему раньше ценили и берегли книги? С чем это было связано? Каким способом создавались книги в средневековой Европе? Какой материал использовали для написания книг?
ПЕРГАМЕНТ – писчий материал из телячьей кожи, распространенный до изобретения бумаги.
Букварь – он стал всему основа. С него мы начали судьбу. Вошло берестяное слово Не только в терем, но и избу, И вот до нас дошли, как чудо, Ручьем пробившись сквозь пласты, Живая речь простого люда – Обрывки жухлой бересты.
Что же такое добродетель? «И в земле богатство не прячь, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых – как братьев. В дому своем не ленись, ни питью, ни еде не потворствуй, ни сну. Лжи остерегайся и пьянства, от того ведь душа погибает и тело. Ни единого человека не пропусти, не поприветствовав его и не подарив добрым словом. Не забывай того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тот не научится».
ЗАДАНИЕ Чему учил Мономах своих детей? Какие качества считал необходимыми? Какие порицал? Созвучны ли эти идеи современной эпохе, можно ли сказать, что нам необходимо прислушиваться к этому поучению?
В летописной келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ …
«В лето 6496 …Владимир же был рад, что познал бога и сам и люди его … и сказал: «Христос бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги, господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав Это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
ЗАДАНИЕ О каком событии идет речь? Когда оно было? От какой точки мы ведем отсчет времени? А в древней Руси от какой точки вели отсчет?
Пояснить смысл поговорок. «Не копай яму по ближним своим впадается в ню.». «Не остави друга древнего, новые бо не будет ему подобен.». «Лучше есть на своей земле костью лечи, и нежели на чуже славну бытии.».
Закрепление нового материала: класс делится на две команды, обучающиеся составляют вопросы по изученной теме, обмениваются ими, отвечают на вопросы. Выставление оценок. Домашнее задание.