Культура и Цивилизация
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.
Понятие культура в истории философииСредние века: К. - это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.Эпоха Возрождения: под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума - светлого, цивилизованного начала.В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе (Ж. Ж. Руссо).
Понятие культура в истории философииКлассическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека. Классическая марксистская философия XIX в.: понятие культуры стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности.
Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.: Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов; О. Шпенглер: теория «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры (выделял и характеризовал 8 локальных культур), переход общества к цивилизации (индустриальное общество) означает кризис и гибель культуры.
3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой; К. враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.Философия XX в.: Д. Белл, Р.Арон: К. сводилась к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.В докладах Римского клуба (А. Печчеи и др.): необходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.А. Швейцер: современная К. призвана быть прежде всего «живой этикой», как основание «нового гуманизма».
Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.): понятие К. имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.
«Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход», «обработка», «почитание». Культура - это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей.Культура - это все созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир,«вторая природа», существующая наряду с обычной природной средой.
Культура имеет два слояДуховная культура: включает совокупные знания и методы познания, формы мышления (сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека).Материальная культура: орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания.
Формы культурыПолитическая культура - единство политического сознания и политической деятельности. Художественная культура как мир произведений искусства, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.
Познавательная: помогает получать знания о человеке и окружающем мире;Практическая: указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков;Аксиологическая: К. являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека - идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.
Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.
Первый тип: культура «традиционного» общества (древние Египет, Китай, Индия; страны «третьего мира»)господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление нововведений;невысокая степень практического вмешательства человека в природу;экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью;свобода индивида фактически отсутствует, подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.
Динамичное развитие знаний и техники; активная предметная деятельность человека и его вторжение в природу, психология ее покорения; активная и целеустремленная деятельность как высшее предназначение человека; природа воспринимается как кладовая и мастерская, а человек в ней - умелый работник;Ч. рассматривается как кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй» природы (искусственной среды обитания), а знания - это его основная сила.