Античное искусство и литература Предшествующие культуры – Финикия и Крито-микенская культура Древняя Греция Эллинизм Этруски Древний Рим
ФИНИКИЯ Алфавит ремесла боги ритуалы праздники календарь
Алфавит ремесла боги ритуалы праздники календарь Финикийское стекло
Алфавит ремесла боги ритуалы праздники календарь
Древняя Иудея Ветхий Завет Библейские герои – сочетание силы и слабости Моисей, Левша Аод, Дебора, Самсон, разбойник Йоффай.
Античная культура Древняя Греция Античность как тип культуры. – М., 1989. Античная цивилизация. – М., 1978. Античная культура и современная наука. – М., 1985. Античное наследие и культура Возрождения. – М., 1984. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1992. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992. Суздальский И.П. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. – М., 1965. Штаерман Е.М. Кризис античной цивилизации. – М., 1975.
Античная культура Древняя Греция Особенности древнегреческой культуры: в период «осевого времени» интеллектуальная и духовная энергия уходит не на создание религиозной идеологии нового образца, а светские формы культуры, впервые зародившиеся тут; высокая динамика культурных изменений (за 300 лет); большая степень разнообразия проявлений культуры вследствие отсутствия политического единства Эллады – отличия в эстетических, религиозных принципах.
Античная культура Древняя Греция Гомеровский период (IX-VIII вв.). Гомер придал богам облик людей, они и ведут себя как люди; жанр – гимны и эпосы, персонажи – герои и боги. Архаический период (VII-VI вв.). Лирика – обращение к человеку. Складывается классическая архитектура, храм – жилище бога, жертвоприношения – на площадке перед ним. Тип строения – периптер («окрыленный»), т.е. окруженный колоннадой. Это – период формирования общих типических черт греческой культуры: чувство меры, пластичность форм, динамизм, преклонение перед физической красотой, культ спорта, воинской доблести, бесстрашия, общение с богами как равными себе. Классический период (V-IV вв.). Полисная демократия, понятие «гражданства». При Перикле – афинский Акрополь. Представление об идеале человека – физической и духовной красоте. Формируется канон скульптуры (голова – 1/8 туловища). Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами.
«Илиада» и «Одиссея» Гомер - «Омер» - «он сказал», т.е. сказитель
Античная культура Древняя Греция Архитектура Ценилась меньше, чем чистая наука и искусство – за близость к практике, но была воплощением эстетических идеалов. Ордер – система опорно-балочных перекрытий. Стили: дорический, ионический, коринфский. Ионический ордер волюта
Античная культура Древняя Греция Дорийский ордер Коринфский ордер
Афины. Акрополь. Парфенон
Древнегреческий театр Берет начало от ритуалов и религиозных представлений – мистерий (от сем. «мисторин» – таинство). Праздник Великие Дионисии – постановки, изображающие смерть и воскресение Диониса. Персонажи – сатиры, козлоподобные существа. Отсюда: «песни козлов» – трагедия (известна с VII в. до н.э.). Драма – постановка, когда один актер ведет диалог с хором. Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н.э.), Софокл – третьего. Комедия – «песня комоса», т.е. праздничного деревенского шествия – с 425 г. до н.э. (Аристофан).
Эсхил и Софокл Тема судьбы («фатум»): надо героически встретить свою неотвратимую судьбу. Тиберий – слепой предсказатель. Софокл «Царь Эдип» Лай, царь Афин Иоакаста, его жена, дочь старого царя Афин Эдип, из сын и муж Иокасты
Софокл «Антигона» Дети царя Эдипа: Этеокл, царь Фив Полиник, его брат Исмена, их сестра Антигона, их сестра Креонт, «министр», друг и советник Эдипа и Этеокла Эвридика, его жена Гелон, их сын
Эллинизм Эллинизм (с IV в. до н.э.) – выход греческой культуры за границы эллинского мира и смешение с восточными культурами. 1. В Греции прекратилась эпоха меры, наступила эпоха роскоши. 2. Полис уходит, возникают монархии. 3. Для самой Греции – это период упадка, для восточных стран – время заимствований и расцвета. 4. Торжествуют индивидуализм и космополитизм. Соответственно, самый популярный жанр – лирика, в т.ч. и женская (Сафо, Коринна). В эпоху эллинизма добродетельными считаются другие качества – прожить спокойно и незаметно в условиях нестабильности.
Эллинистические государства
Эллинизм в Северной Африке Фаюмские портреты Большаков В.А. Фаюмские портреты. Феномен слияния римской и древнеегипетской культур //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45715
Фаюмские портреты
Эллинизм в Северном Причерноморье Херсонес, Фанагориа, Горгиппиа
Эллинизм на Востоке
Этруски, «туски» Изобразительное искусство: плоскостность и условность изображения, но выразительное движение и отличная композиция. Этрусские портреты – связаны с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. С 8 по 4 в. до н.э. – римляне находились под властью царей-этрусков.
Этруски Саркофаг
Этруски. Архитектура Свод из клиновидных балок. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком.
Этруски Гражданское строительство Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Древнейшим типом жилых построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок.
Пантео н – «храм всех богов» в Риме, построен во II веке н. э.
Пантеон Окулюс,кессоны
Римская литература Примитивная лирика: рабочая песенка, культовый гимн, магическое заклинание, свадебная песня, плач по умершим. Ритмизованная речь – в такт движениям. Сатурнов стих. Эпические песни – из застольных песен. Эллинизированная поэзия – Ливий Андроник [Livius Andronicus, ок. 284—204]. Стих поэм Гомера — гекзаметр.
Римская литература Пьесы Плавта [Т. Maccius Plautus, ок. 254-184 до н.э.]. Типажи заимствованы из греческих пьес, но с оттенками– сварливая жена, жадная гетера, влюбленный юноша, раб-пройдоха, парасит (сотрапезник, помощник при исполнении религиозных культов). Расчет на зрителя – городской римский плебс. Живой и богатый словесными фигурами диалог, не стесняющийся грубой шутки и опирающийся на римские формы словесного искусства. В отличие от греческих пьес не преследовал дидактических целей, ставил задачу развлечения не слишком взыскательной публики. Италийский дух сюжетов – путаница вследствие преднамеренного обмана или случайной ошибки.
Век Августа – золотой век Римской литературы Вергилий [Р. Vergilius Maro, 70-19 до н.э.] Гораций [Q. Horatius Flaccus, 65-8 до н.э.] Овидий [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до н.э. — 17 н.э.]