В традиционной педагогике педагог всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной. В традиционной педагогике педагог всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной.
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся
- формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией: - формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией: - запоминание информации при быстром и полном обзоре темы - конспектирование или составление аннотаций письменных текстов - создание ясных и понятных конспектов лекций, докладов, выступлений - участие в дискуссиях - написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций - формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности - улучшать все виды памяти - развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность - мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга - повышать результативность
углубляет понимание; углубляет понимание; позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать; позволяет оценивать информацию с разных точек зрения и фиксировать ключевые моменты; помогает вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать? Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета). Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины). Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п.
Интеллект-карту можно составлять как одному человеку, так и группе людей. Для лучшего усвоения информации, карту ума следует рисовать разными цветами карандашей, делать акцент на центральный образ и использовать картинки. Интеллект-карту можно составлять как одному человеку, так и группе людей. Для лучшего усвоения информации, карту ума следует рисовать разными цветами карандашей, делать акцент на центральный образ и использовать картинки.
Учителю, который применяет метод интеллект-карты необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут учащимся легче учиться, а преподавателю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Учителю, который применяет метод интеллект-карты необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут учащимся легче учиться, а преподавателю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.