Мамушкина Т.В. Из опыта работы в модуле «Практика работы на компьютере» (3 класс) МОУ «ССОШ №1» г. Судогда
1 год обучения (3 класс)Цели: 1. Сформировать представления об информации как сведениях об окружающем мире, общее представление об информационных процессах. 2. Познакомить с многообразием видов информации и основными информационными процессами на предметах. 3. Дать представление о компьютере как средстве работы с информацией. 4. Познакомить с основными понятиями информации.
Основные понятия:информация информационные процессы виды информации формы представления информации (звук, текст, число, рисунок) компьютер объект (простой, сложный, имя, описание, составные части) текст
Виды практической деятельности:Изучение правил ТБ Физкультминутки, гимнастика для рук и глаз Демонстрация основных информационных процессов Освоение действий с мышью(перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка) Освоение основных клавиш при работе с клавиатурой Раскрашивание контурных изображений Конструирование рисунков из графических примитивов
Урок 1 Вводный. Техника безопасности при работе на компьютере. Знакомство с компьютером. Устройства ввода и вывода. Клавиатура. Урок 2 Виды информации. Клавиатурный тренажёр. Практикум №1. Как устроен компьютер.
Работа за компьютером очень увлекательное занятие, но нельзя забывать о правилах поведения в компьютерном классеБудь внимательным, дисциплинированным, осторожным. Точно выполняй указания учителя.
Запрещено держать лишние предметы на рабочем столе Во время занятий запрещено перемещаться по классу без разрешения учителя Запрещено приходить во влажной одежде и работать влажными руками Наблюдай за работой компьютера. Обо всех необычных звуках и запахах обязательно скажи учителю.
Уроки 3 – 6 Работа с графическим редактором и графической информацией. Урок 3 Графическая информация. Графический редактор Paint. Инструменты. Простой рисунок. Урок 4 Графическая информация. Сложный рисунок. Набор текста в графическом редакторе. Урок 5 Графическая информация. Текстовый редактор как графический. Урок 6 Итоговое занятие по теме «Графическая информация»
Детские работы, выполненные в графическом редакторе Paint (Урок 3. Тема: Простой рисунок )
Графический редактор Paint (Урок 4. Тема: Сложный рисунок. Набор текста в графическом редакторе)
Работа в графическом редакторе Paint Задание: Составить рисунок, используя окружности.
Задача детей – на своём рисунке изобразить разные объекты. Упражнение развивает оригинальность мышления, творческие способности.
Создание афиши к спектаклю (Урок 5. Тема: Текстовый редактор как графический)
Урок 5. Тема: Текстовый редактор как графический Задание: Рассмотрите флаги разных стран. Пользуясь инструментами панели рисования текстового редактора Word, придумайте свои флаги
Урок 6. Итоговая практическая работа по теме «Графическая информация»
Уроки 7 – 10. Работа с текстовым редактором Word. Урок 7. Текстовая информация. Клавиатурный тренажёр. Урок 8. Набор текстовой информации в простом текстовом редакторе Блокнот. Сохранение документа. Урок 9. Текстовый редактор Word. Выравнивание текста. Форматирование текста. Урок 10. Перевод текстовой информации в табличную. Построение таблиц в Word.
Урок 11. Работа с рисунком и текстом. Добавление к тексту рисунка из коллекций «Картинки», «Рисунки» Урок 12. Итоговое занятие по теме «Текстовая информация» Урок 13. Обобщение по теме «Виды информации»
Работа в текстовом редакторе Word.Задание (к уроку 7). Средствами текстового редактора правильно впишите в текст имена пропущенных объектов. Такая работа может иметь репродуктивный и творческий характер. В последнем случае детям предлагается придумать имена объектам так, чтобы рассказ имел смысл. Это упражнение развивает оригинальность мышления, творческие способности, навыки работы в тестовом редакторе.
Предлагаемый текст: Дружба. Жили собака __ и кошка __. У кошки ____ котята. Вот __ ушла. ___ стал играть с котятами. Котята ___ на спину и ___ . Дружок рад. Тут пришла кошка и ___. Дружок уполз под ____. Скучно Дружку без ___ котят. Можно предложить детям отрывок из стихотворения, выученного на уроке чтения, с пропущенными словами, с целью вспомнить и правильно заполнить пропуски.
Детские варианты текста Жили собака Дружок и кошка Василиса. У кошки глупые котята. Вот Василиса ушла. Дружок стал играть с котятами. Котята залезли на спину и катались. Дружок рад. Тут пришла кошка и зафырчала. Дружок уполз под кровать. Скучно Дружку без маленьких котят. Жили собака Дружок и кошка Люся. У кошки родились котята. Вот Люся ушла. Дружок стал играть с котятами. Котята легли на спину и заснули. Дружок рад. Тут пришла кошка и легла с котятами. Дружок уполз под диван . Скучно Дружку без маленьких котят. Жили собака Дружок и кошка Ксюша. У кошки были котята. Они были смешные, забавные, трусливые. Вот Ксюша ушла. Дружок стал играть с котятами. Котята залезли ему на спину и кусали его. Дружок рад. Тут пришла кошка и зафыркала. Дружок уполз под кресло. Скучно Дружку без маленьких котят.
Задание (к урокам 8-9). Копировать текст, вставить во все ячейки таблицы и отформатировать (размер шрифта, заливка, подчёркивание, курсив, выделение жирным)
Информация по способу представления: текстовая, графическая, числовая. Урок 10.Тема: Построение таблиц в Word Задание 1 : Постройте таблицу, слушая рассказ учителя и пользуясь инструкцией. Задание 2: Озаглавьте столбцы – «Рисунок», «Текст», «Число». Задание 3: Измените цвет шрифта и его размер. Расположите заголовки посередине ячеек. Задание 4: Измените ширину первого столбца по инструкции учителя.
Задание 5: Переведите графическую информацию в текстовую и числовую. Перемещайте курсор в нужную ячейку, используя клавиши со стрелками
Таблицы, составленные учениками
Письмо со вставленным рисунком (Урок 11 Тема: Работа с текстом и рисунком. Добавление к тексту рисунка из коллекций «Картинки», «Рисунки»)