Особенности урока информатики Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики.
Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. Физика, химия, математика, биология и др.
Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет
Систематическая работа учащихся на ПК является основой практического усвоения учебного материала. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с ПК.
Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с ПК (устройства, операционная система, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.
Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-3 учащихся на один компьютер)
Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания различных методов обучения.
Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо это ощутимо именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащихся по информатике
Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)
В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель-ученик; ученик - ПК- учебная книга, учитель-ученик-ПК. ученик - ПК- учебная книга учитель-ученик учитель-ученик-ПК.
На уроках информатики имеется возможность создания такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.
В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
Организация современного урока информатики.
1) Правильная постановка цели урока: 1.Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.: Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей; Обобщить и конкретизировать знания о...; Отработать навыки...; Устранить проблемы в знаниях; Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.
2.Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д. Воспитание патриотизма; Воспитание интернационализма; Воспитание гуманизма; Воспитание добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности; Воспитание эстетических качеств.
З.Развивающие цели развитие на уроке психологические качества уч-ся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности: а) Развитие мышления: Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства); Синтезирующие мышление (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала); Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы); Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки; Развитие умения применять знания на практике; б) Развитие познавательных умений: Формирование умения выделять главное; Составлять план, тезисы; Вести конспект; Наблюдать, делать опыты; Умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность; Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения.
в) Развитие общетрудовых и политехнических умений: Коммуникативно-технических умений; Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач; Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами; Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий; Регулировать и контролировать свои действия. г) Развитие умения учебного труда: Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать) Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта) д) Развитие воли и самостоятельности: Развитие инициативы уверенности в своих силах; Развитие настойчивости; Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели; Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания; • Развитие умения действовать самостоятельно.
2. Типы уроков: Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации); Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала); Уроки обобщения и систематизации ЗУН; Комбинированные уроки; Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.
3. Виды уроков: Лекция; Урок экскурсия; Беседа; Урок семинар; Киноурок; Урок практических работ; Урок теоретических или практических или самостоятельных работ Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Урок самостоятельных работ – типа -устных или письменных упражнений; Устный опрос; репродуктивного типа Письменный опрос; Контрольная работа;
4. Методы и приемы обучений: монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу; диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем; эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности; исследовательский метод - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень; алгоритмический метод - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки; программированный метод - подготовка учебного материала путем пошаговой разбивки его в форме тестирования.
5.Структура урока: Актуализация прежних знаний учащихся - сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д. Формирование новых понятий и способов действия - включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой. Формирование умения и навыков - отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д. Подведение итогов урока - задание домашней работы.