«МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ» Выполнила: студентка группы МДИ-113 Левочкина Наталья Саранск, 2015
НЕМНОГО ИСТОРИИ Джон Дьюи (1859-1952) – американский философ, психолог и педагог – основоположник педагогического метода проектов. Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934) известный русский и советский педагог-экспериментатор
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
«Метод проектов- метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» Е.С. Полат, доктор пед. наук
ЦЕЛИ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКЕ: формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; компетенций непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности; развитие познавательного интереса учащихся; общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; реализация принципа связи обучения с жизнью.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ По количеству участников По продолжительности По типу деятельности Целевая установка 1) индивидуальные; 2) парные; 3) групповые; краткосрочные (В пределах 1-го урока) 2) средней продолжительности (В пределах 1-й недели, месяца) 3) Долгосрочные (В пределах 1-й четверти или учебного года) 1) творческий 2) исследовательский 3) ролево-игровой 4) практико- ориентированный 5) информационный 1) моно-проект 2) межпредметный проект
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ученик Учитель Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания. Рекомендует источник получения информации. Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы. Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результата. Активен Создаёт условия для активности школьника. Субъект обучения Партнер ученика. Несет ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
«ПЯТЬ П»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки. ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. -Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. -Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). -От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2-3 класс: ребусы, загадки 4 класс: Линия «Моделирование»-модели комнаты, графические модели процессов Линия «Алгоритмизация»- описание последовательности действий (игра «Роботы»)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ поиск решения интересной «жизненной» задачи умение работать с различным программным обеспечением интеграция знаний по различным предметам
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Тема проекта: «Какие бывают снежинки» Песни о снежинках Рассказы и сказки о снежинках. Стихи о снежинках Поиск информации в словарях и энциклопедиях: что такое снежинка? Как образуется снег? Загадки о снежинках Из чего можно сделать снежинки и как их сделать? Картинки и фотографии снежинок
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!