Организация преподавания информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов» 900igr.net
УМК «Информатика и информационные технологии» (Угринович Н.Д.) Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для X — XI классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002-2007. Угринович Я. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ЛБЗ, 2002-2007. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. М.: ЛБЗ, 2002. Угринович Н. Д., Морозов В. В., Нечаев В. М. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в компьютерном классе: Методическое пособие для учителей. М.: ЛБЗ, 2002.
Дополнительная литература Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. Суворова Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгоритмы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. Шафрин Ю. Информационные технологии: В 2 ч. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Н.В. Макарова, Е.Л. Рамин, В.В. Изранцев и др.; Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Актуальная литература учебники по базовому курсу ИИТ для основной школы (VII — IX классы); качественные пособия по визуальному объектно-ориентированному программированию на языках Visual Basic и Delphi; полноценный электронный учебник на CD-ROM по профильному курсу ИИТ; методические пособия для учителя по работе в профильном классе и по отдельным разделам.
Планирование № Раздел Угринович Н.Д. МОУ-СОШ №49 1 Аппаратные и программные средства ИКТ 24 ч 24 ч 2 Информация и информационные процессы 40 ч 30 ч 3 Основы логики 18 ч 16 ч 4 Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации 18 ч 22 ч 5 Технологии создания и обработки текстовой информации 18 ч 21 ч 6 Обработка числовой информации 22 ч 20 ч 7 Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование 28 ч 34 ч 8 Моделирование и формализация 36 ч 35 ч 9 Технологии хранения, поиска и сортировки информации 20 ч 20 ч 10 Телекоммуникационные технологии 32 ч 30 ч 11 Информационная деятельность человека 10 ч 6 ч
Дидактические приоритеты Развитие современного общества из числа новых информационных технологий выкристаллизовало ведущую – технологию компьютерных телекоммуникаций. В методику школьной информатики активно включается метод информационных проектов, а в содержание обучения – структура сетей, методы и инструменты сайтостроения. Особое внимание освоению содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование», которое направлено на формирование умений описывать и строить модели управления в системах различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д. Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Изучение данного раздела содействует дальнейшему развитию таких умений, как системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Методические приоритеты: формирование информационно-функциональной компетентности определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера; создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуациям; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Методические приоритеты Один из основных дидактических принципов, на которых строится структура современного учебного программного обеспечения, это принцип многообразия операционных сред. Рациональная пропорция открытых и замкнутых прикладных программ, использование программных оболочек, обеспечивающих комфортных условий пользователя ценой переноса объемной рутинной обработки информации в область системного программного обеспечения (с дружественным интерфейсом), а также применение интегрированных систем (мультимедийных систем) позволяет наладить продуктивную, заинтересованную работу учащихся при сохранении их психологического и физического здоровья. Все больше появляется мультимедийных учебников – продуктов, строгое определение которых еще предстоит сформировать. Мультимедийный учебник дает возможность учителю конструктивно раскрыть глубинные, причинно-следственные связи предметной области. Текст и изображение, представленные на экране, подвластны интерактивному взаимодействию с пользователем-учеником, что открывает новые горизонты самостоятельного освоения учебной информации школьником.
Методические приоритеты Использование современных педагогических технологий (метод проектов, деловая игра, метод критического мышления и др.) позволяет интенсифицировать и модернизировать процесс обучения. Использование активных форм обучения: практическая работа, семинар, лекция, консультация, учебная конференция. Все формы обучения нацеливают на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход от обучения к самообразованию. Использование интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Методические приоритеты Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования. С целью повышения эффективности учебных материалов, использования интерактивности и деятельностного подхода, а также понижения стоимости затрат на размножение и доставку учебных материалов приоритетным направлением выбрано использование не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях.
Методические приоритеты Помимо чисто технических и материальных задач использование вышеозначенных средств позволяет реализовать функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, исходя из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.
Проблемы Предложенный программно-методический комплекс «Информатика и информационные технологии» не в полной мере соответствует стандарту образования по информатике (профильный уровень): некоторые вопросы освещены в учебнике слабо или не освещены вовсе. Необходимо отметить, что часть предложенных в планировании практических работ содержат недостаточный или слабо структурированный материал. Одним из компонентов комплекса мог бы стать задачник, содержащий материалы для учебных занятий и самостоятельной домашней работы, а также контрольно-измерительные материалы. Недостаточная материальная оснащенность учебного процесса несколько уменьшает возможности мотивации к обучению. Ввиду разнообразия программного обеспечения возникает проблема его отбора и единых дидактических материалов.