ИГРА ПО ТЕМЕ: «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» Архипова Нина Михайловна Учитель информатики МБОУ СОШ№31
ЦЕЛЬ УРОКА Сформировать у учащихся навыки и умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно , повышение интереса к учебным предметам информатика, математика; Развитие творческих способностей обучающихся, продолжение знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления. Привлечение обучающихся к участию в конкурсной деятельности, умение работать коллективно, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества.
1 конкурс - Команды в течении 2 минут должны представить свое название и капитана (название должно быть связано с информатикой)!
2 конкурс - Выполнить следующие арифметические действия: Количество базисных цифр в восьмеричной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте. Результат умножить на десятичное число, которое в восьмеричной системе счисления записывается: 100. К полученному результату прибавить отличную школьную оценку. Ответ перевести в шестнадцатеричную систему счисления и поднять карточку с правильным ответом. Оценивается правильность и скорость выполнения задания
Ответ: 1) 8+8=16 2) 16*64=1024 3) 1024+5=1029 4) 405
3 конкурс - Команды получают карточки с задачами. Оценивается правильность и скорость выполнения задания.
КОНКУРС КАПИТАНОВ В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки: ☼ - 1000 рублей, ◙ - 100 рублей, □ - 10 рублей, × - 1 рубль, ▌- 1 копеек. Задание конкурса. Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующую квитанцию:
Задание: Построиться по возрастанию порядковых номеров. Задание: Построиться по возрастанию порядковых номеров. Для этого необходимо Перевести число в десятичную систему счисления и выстраиться в порядке возрастания чисел у доски.
Перед вами альбомные листы бумаги и цветные карандаши с номерами в двоичной системе счисления. Перед вами альбомные листы бумаги и цветные карандаши с номерами в двоичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом. 100 – ЗЕЛЕНЫЙ 101 – ГОЛУБОЙ 110 - КРАСНЫЙ 111 – ЖЕЛТЫЙ 1000 – КОРИЧНЕВЫЙ 1001 – ЧЕРНЫЙ
«НЕРАЗБЕРИХА» Определите, в чем заключается «неразбериха» стихотворения.
Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила. В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге. За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий, Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно – синих глаз Оглядывали мир привычно. Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
«Рождение цветка» . Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти. Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
Ответ 10010001=145 дней
Рефлексия: — Какое задание было самым интересным? — Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? — С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? — Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме? Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Подведение итогов. -Подсчет жетонов у каждого игрока, -Особое мнение жюри оценивается дополнительным жетоном .За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке). 5 жетонов и больше – оценка “5” 4 жетона – оценка “4” и т.д.
Домашнее задание Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления.
Список использованной литературы Горячев А.В. Волкова Т.О., Горина К.И. «Информатика в играх и задачах» - М., 2001 Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение – М., 1975 Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе / Под ред. А.А. Журина. – М., 2004 Звонкин А.В. Информатика: алгоритмика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М., 2006. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5 - 2003 Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н. и др. «Роботландия 96» Информация, алгоритмы, компьютеры. Раздел 1. Пособие для учителя. - Переславль - Залесский, 1996 Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994. Симонова И.В., Макарова Н.В., Титова Ю.Ф., Николайчук Г.С., Трофимец В.Я. Информатика. 5-6 кл. – СПб., 2005 Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные технологии. – М., 2003. Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995 Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. - СПб., 2002 Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 6 класса + вкладыш для контрольных и самостоятельных работ. – СПб., 2005 Шмаков С.А. Ее величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей – М., 2000