Особенности проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме по информатике Руководитель РЦОИ Челябинской области Костромцова Вероника Владимировна
Организация рабочего места участника в ОУ-ППЭ В аудиториях для проведения ГИА (в новой форме) по информатике и ИКТ должны быть: рабочие места (столы, парты) для выполнения частей 1 и 2; компьютеры (по количеству участников плюс один резервный) для выполнения части 3. Варианты проведения ГИА (в новой форме) по информатике и ИКТ: все задания выполняются в компьютерном классе, в котором есть оборудованные рабочие места для выполнения частей 1 и 2; используются аудитории двух типов («обычный» и компьютерный классы).
Требования при использовании аудиторий 2-х типов в каждой аудитории, в которой проводится экзамен, должны присутствовать 2 организатора на каждые 15 учащихся; переход участников ГИА из одной аудитории в другую должен осуществляться в сопровождении дежурного организатора.
Рекомендуемый состав специалистов, занятых в ОУ-ППЭ при проведении ГИА по информатике Специалист Кол-во на ППЭ Функционал / необходимая квалификация Руководитель ППЭ 1 на ППЭ Общее руководство проведением экзамена, контроль хода экзамена и условий пребывания участников экзамена/ Администратор Организатор в аудитории 2 на каждые 15 учащихся Организация проведения экзамена в аудитории / Компьютерная грамотность Технический специалист 1 на компьютерный класс Техническая поддержка участников ГИА при работе на компьютерах, устранение технических неполадок/ Знание устройства и принципов работы компьютера, опыт системного администрирования. Дежурный организатор на входе в аудиторию 1 на аудиторию Организация перемещения участников ГИА между аудиториями (если предполагается использовать аудитории разных типов), обеспечение порядка вне аудиторий.
Подготовка аудитории и оборудования Технический специалист не позднее, чем за сутки до проведения ГИА готовит для каждого участника ГИА экзамена индивидуальное рабочее место, в том числе: освобождает «Рабочий стол» компьютера от программ и ярлыков, не используемых на экзамене; создает директорию для размещения материалов экзамена (файлов заданий и файлов ответов участника ГИА) – рабочую директорию. Место расположения и название папки должны быть выбраны исходя из возможностей используемого на экзамене программного обеспечения; устанавливает программное обеспечение;
Состав программного обеспечения текстовый редактор для выполнения заданий 21, 23.1 (например, Microsoft Word, OpenOffice.org Writer); электронные динамические таблицы для выполнения задания 22 (например, Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc); среда учебного исполнителя «Робот» для выполнения задания 23.1 (например, Кумир – если такая среда использовалась при обучении); среда программирования для выполнения задания 23.2 (например, Free Pascal, КуМир). Примечание: версии используемого программного обеспечения должны быть привычны для участников экзамена. При необходимости следует установить несколько различных систем программирования.
Подготовка аудитории и оборудования настраивает программное обеспечение так, чтобы файлы по умолчанию сохранялись в рабочую директорию; создает на «рабочем столе» ярлыки (ссылки) для запуска всех элементов программного обеспечения и перехода в рабочую директорию. Технический специалист готовит 2 носителя информации (CD, DVD, USB-накопители) для записи файлов - результатов выполнения Части 3 экзамена каждого участника под кодовым названием (с использованием идентификатора) и передачи их в Территориальную Предметную Комиссию.
Проверка готовности аудитории и оборудования После завершения подготовки техники и программного обеспечения не позднее, чем за сутки до проведения экзамена, технический специалист в присутствии руководителя ОУ-ППЭ проводит проверку готовности техники и программного обеспечения на каждом рабочем месте. Для этого необходимо запустить все элементы программного обеспечения, используемые на экзамене, и провести пробное сохранение созданных файлов. По итогам проверки готовности технический специалист и руководитель ППЭ составляют акт готовности аудитории и приобщают его к документам экзамена.
Процедура проведения экзамена Перед началом экзамена технический специалист блокирует на физическом уровне выход в Интернет и в локальную сеть. Руководитель ОУ-ППЭ получает из ТЭК таблицу соответствия идентификаторов участников ГИА и передает организаторам в аудиториях Руководитель ОУ-ППЭ непосредственно перед экзаменом публично случайным образом распределяет рабочие места между идентификаторами участников ГИА. После вскрытия экзаменационных материалов технический специалист копирует файлы, необходимые для выполнения практической части, на компьютеры в аудитории в рабочую директорию. Рекомендуется копировать на каждый компьютер только те файлы, которые необходимы конкретному участнику ГИА (каждый участник ГИА должен получить только один файл для выполнения задания 22). Части 1 и 2 выполняются участниками ГИА на листах с заданиями без использования компьютера. Часть 3 (практическая часть) выполняется на компьютере. Для выполнения заданий части 3 участникам ГИА выдается инструкция.
Правила сохранения результатов Файл с результатами выполнения каждого задания Части 3 участник ГИА сохраняет в рабочую директорию, дав ему имя в формате: __. Например, 21_124_5321.doc, где: 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор участника ГИА (присваивается ТЭК до начала экзамена), doc – стандартное расширение. Если невозможно создать такое имя файла средствами системы программирования, следует переименовать файл средствами операционной системы.
Процедура проведения экзамена. Технический сбой. При возникновении технических сбоев участник ГИА обращается к организатору в аудитории. Если технический сбой не устраним за короткое время (3-5 минут), то участнику ГИА должен быть предложен резервный компьютер. При этом работоспособность компьютера, на котором произошел сбой, должна быть восстановлена для возможного использования его в качестве резервного.
Процедура проведения экзамена. Оформление результатов выполнения Части 3 Закончив работу над практической частью экзамена, участник ГИА записывает имена файлов с результатами выполнения заданий в экзаменационную работу, после чего организатор в аудитории проверяет наличие файлов и правильность формирования их имен, затем заверяет подписью все имена файлов на листах экзаменационной работы.
Сбор и передача результатов практической части экзамена После окончания экзамена технический специалист в присутствии организатора в аудитории копирует из всех рабочих директорий файлы, сохраненные участниками ГИА, на носитель информации, делает его резервную копию. Совместно с организатором в аудитории технический специалист убеждается в том, что информация записана корректно, а количество файлов совпадает с тем, которое заверено подписью организатора. Один носитель информации запечатывается в пакет с результатами экзамена для передачи в Территориальную Предметную Комиссию. Второй носитель информации запечатывается в пакет и хранится в сейфе у руководителя ОУ-ППЭ вплоть до получения окончательных результатов экзамена (не менее 30 дней).
Инструкция для участников практической части ГИА (в новой форме) по информатике По окончании работы над практической частью экзамена запишите имена файлов с результатами выполнения заданий в тексте экзаменационной работы напротив каждого задания. Предъявите файлы организатору в аудитории, он заверит их своей подписью. При возникновении технических сбоев обратитесь к организатору в аудитории. При выполнении практической части ГИА по информатике запрещается осуществлять любые действия, не связанные с выполнением заданий практической части, а также направленные на нарушение работоспособности компьютера.
Рекомендации ТПК по пересчету баллов в отметки Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 26 баллов. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 20 баллам. Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл 0 – 6 7 – 14 15 – 21 22 – 26