Кудымкар как текст И каждый день украшен новью: Она в глуби и на виду. И я с сыновнею любовью К тебе иду. В. Климов
План работы: Историко-культурный аспект города Природный аспект городского текста Мифологический аспект
Историко-культурный аспект города ГОРОД КУДЫМКАР административный, деловой,культурно-образовательный, промышленный и национальный центр Коми-Пермяцкого округа.
История города История возникновения Кудымкара уходит в глубокую древность в VII-ХV вв., основателями принято считать народ «чудь». Во второй половине XVI в. рядом с городищем выросла русская деревня с одноименным названием, переросшая со временем в погост и село - центр деревенской округи с единственной деревянной церковью в честь Николая Чудотворца с колокольней.
История города В 1700 году по указу Иньвенские земли присоединяются к Строгановской вотчине. Кудымкар с окрестными селениями достался барону Строганову. Его сын Александр Сергеевич владел Кудымкаром с 1756 по 1811г., при нем было построено одно из первых каменных зданий Кудымкара - храм, также во имя Николая Чудотворца.
История города В 1817 году владелицей Пермского имения становится графиня С. В. Строганова, разделившая управление имением на 5 округов. В особый округ выделяется Иньвенская лесная дача, центром которой становится село Кудымкар. Благодаря ее усилиям, город начал застраиваться.
История города Ансамбль церковной площади - исторический центр города. Здесь расположены Свято-Никольская церковь, Строгановское окружное правление, здание 2-классного училища, великолепный сад, разбитый И. Я. Кривощековым.
История города После Октябрьской революции Кудымкар становится политическим центром обширного края после предоставления его в форме национального округа С преобразованием Кудымкара в окружной центр в нем началось интенсивное строительство общественных и жилых зданий и стало развиваться коммунальное хозяйство. В 1933 г. Кудымкар отнесен к категории рабочих поселков, в 1938 г. -преобразован в город.
История города Новые кварталы потянулись вдоль р. Иньвы, стали появляться новые жилые комплексы, административные здания, школы, училища, больницы и заняли до самого верха крутой левый склон долины этой реки и край прилегающего плато. Город растет и развивается.
История городаГород развивается и как культурный центр округа. Важное направление проекта связано с историко-культурным наследием. Для сбережения сохранившихся объектов выделяют историческую зону, сохраняют сеть улиц регулярного плана, характерные образцы архитектуры города, памятники археологии, истории, архитектуры.
История городаПамятниками архитектуры г.Кудымкара представлены различные этапы его становления и развития. В городе можно выделить ряд ансамблей, объединяющих здания и сооружения, относящиеся к одному историческому периоду и выполненные в близких архитектурных формах.
История городаО незаурядном мастерстве и художественном таланте предков свидетельствуют строительные и художественные традиции деревянного зодчества, церковная деревянная скульптура. Широкое распространение получила художественная резьба по дереву, рогу, бересте, яркие красивые ткани, пояса (кушаки), полотенца, посуда, украшенные своим традиционным орнаментом.
История городаБыл заложен прочный фундамент культурного строительства: открылись новые учреждения культуры, были созданы письменность и литературный язык, началось издание коми-пермяцкой литературы, печати газет, получило развитие киноискусство.
Природный аспект городского текстаКудымкар расположился на горе, окруженной лесами, полями и реками. Именно они стали основным источником существования древних коми-пермяков. Реки давали выход в другие населенные пункты и кормили рыбой. Леса давали строительный материал, дрова, лесные лакомства, возможность поохотиться. Поля были приспособлены под пашни. Сейчас ничего не изменилось, только появились новые природные источники для существования города и его населения.
Природа и промышленность городаОсновными отраслями стали металлургия, лесозаготовки, ведение сельского хозяйства, пищевая промышленность, металлообработка, деревообработка. В городе работали мельницы, пищевые комбинаты, хлебозаводы, маслозавод, льнозавод, горпищекомбинат, открыто производство безалкогольных напитков, ремонтно-механический завод, приборостроительный завод, кирпичный завод, мебельная фабрика, швейные мастерские и т.д. Многие из них и сегодня продолжают работать.
Мифологический аспектКоми-пермяцкий народ очень суеверен и постоянен, люди веками чтят традиции потомков, не нарушают естественные законы природы, стараются угодить всем окружающим и приносить пользу. Главными богами были Шондi (солнце), Ойпель (ночной бог), Ва (вода), Кудым-Ош (богатырь, основавший город). Самым большим, верховным божеством является Ен, он был покровителем собирателем даров природы, охотников, рыболовов, воинов, ему поклоняющихся.
Верования людейНа сегодняшний день в городе можно выделить ряд сооружений, за которыми закрепились мифологические выдумки народа. Здание автовокзала построено на костях. Самой большой популярностью пользуется Красная горка, место, где начал свое развитие город. О ней ходят много слухов и легенд, о различных неслучайных происшествиях вблизи нее. Немало легенд ходит об основании города Празднуют многие национальные праздники, ублажая богов.
ЗаключениеГород Кудымкар является памятником истории и внесен в список исторических и памятных мест России Вступая в третье тысячелетие управление культуры одной из главных приоритетных задач выставило сохранение и более полное проявление самобытности культуры коми-пермяков, возрождение и развитие национальных культурных традиций.