Социальное страхование в РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА Председатель НКСС Республики Молдова Мария Бортаоктябрь, 2011
Социальное страхование – основа социальной защиты населения По охвату населенияПо объемам финансирования
Социальное страхование принципы построения Выплаты представляются в зависимости от взносов социального страхования, выплачиваемых работником и работодателемВыплаты финансируются из государственного бюджета социального страхованияАдминистрирование системы социального страхования обеспечивается Национальной Кассой Социального СтрахованияНадзор за исполнением обязанностей Национальной Кассы Социального Страхования осуществляется Административным Советом, в состав которого входят представители Правительства, патроната, профсоюзов и организаций пенсионеров
Выплаты социального страхованияПенсии: по возрасту по инвалидности по потере кормильца Пособия: Пособия семьям с детьми единовременное пособие по случаю рождения ребенка ежемесячное пособие по воспитанию ребенка до достижения им 3 лет Пособие по временной нетрудоспособностиПособие от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний Пособие по безработицеПособие на погребение
Контингент получателей В системе государственного социального страхования зарегистрировано 753,7 тыс. получателей пенсий, пособий, государственных социальных пособий, из которых обеспечены:пенсиями – 627,2 тыс. пенсионеров государственными социальными пособиями – 51,7 тыс. получателей пособиями семьям с детьми – 74,8 тыс. получателей
Контингент получателей На учете в Национальной Кассе Социального Страхования находятся: 627,2 тыс. получателей пенсий, из них:по старости – 460,5 тыс. получателей по инвалидности – 131,3 тыс. получателейпо случаю потери кормильца – 23,4 тыс. получателейза выслугу лет – 1,3 тыс. получателейдругие категории – 10,7 тыс. получателей
Проблемы пенсионной системы в 90-е годы Неустойчивость финансовой системыНагрузка на экономически активное населениеДемографический кризис Низкий уровень пенсионного обеспечения
1. Пенсионная реформа Реформа пенсионной системы началась в 1999 году после принятия:Стратегия реформы системы пенсионного обеспечения (1998)Законы: «О пенсиях государственного социального страхования» (1998) и «О системе государственного социального страхования» (1998)Политика в области пенсий - цели: адекватная помощь в старости, при утрате трудоспособности, в случае потери кормильца. социальная справедливость финансовая сбалансированность системыинтересы всех поколений Направления реформы: стабильная программа для нынешних пенсионеров новая программа для будущих пенсионеров
Что сделано? Повышен пенсионный возраст (57 лет - для женщин и 62 года - для мужчин)Повышен страховой стаж (35 лет)Отменены пенсии за выслугу лет Отменены нестраховые периоды деятельностиНовая формула расчета пенсииОптимизированы затраты на финансирование выплат
Достижения Стабилизация финансовой системыЛиквидация долгов по выплате пенсийСнижение налогового бремени (взносы социального страхования с 45% до 29%)Перенос нагрузки по выплате страховых взносов с работодателей на работников Повысился уровень социальных выплат Ежeгодная индексация пенсии
2. Реформа административной системы социального страхования Изменение бизнес-процессов (персонифицированный учет страховых взносов и назначение пенсии на их основе)Внедрение новых информационных технологий (автоматизация всех бизнес-процессов) Новая организационная структура НКСС
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «Социальная защита»
Функциональная архитектура системы
Инфраструктуры информационной системы Центр обработки данных Национальной Кассы Социального Страхования (в том числе резервный)Инфраструктура в Территориальных Кассах Социального СтрахованияКорпоративная сеть Национальной Кассы Социального Страхования
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН ДАННЫМИ МЕЖДУ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ НКСС И ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Оставшиеся проблемы Старение населения Рынок труда (миграция рабочей силы)Уровень пенсий и коэффициент замещения Пенсионное обеспечение сельскохозяйственных работников
Естественный прирост населения на 1000 чел. населения
Динамика численности экономически активного населения, занятого и пенсионеров
Рынок труда Экономически активное население1993г.- 1688,0 тыс.2002 – 1615,02003 – 1474,02004 – 1432,02005 - 1422,02006 - 1357,02007 - 1314,0 2008 - 1303,02009 - 1265,32010 - 1235,4Уровень безработицы 2000 - 8,5% 2001 - 7,3%,2002 - 6,8% 2003 - 7,9%. 2004 - 8,1%2005 - 7,3%2006 - 7,4%2007 - 5,1%2008 - 4,0%2009 - 6,42010 *- 6,5 (3 квартал) Уровень экономической активности2001- 57,9 %2002 - 57,2 %2003 - 51.6 %2004 - 49,7 %2005 - 49,0 %2006 - 46,3 %2007 - 44,8 %2008 - 43,3 %2009 - 42,2%2010 *- 44,3 (3 квартал? ) Уровень занятости 2001 - 53,7 %2002 - 53,3 %2003 - 47,5 %2004 - 45,7 %2005 - 45,4 %2006 - 42,9 %2007 - 42,5 %2008 - 42,5 %2009 - 40,0% 2010* - 41,4% ( 3квартал)
Соотношения средней пенсии по возрасту к средней зарплате (коэффициент замещения в %)
Соотношение средней пенсии по возрасту к прожиточному минимуму
НАШИ ПЛАНЫ ИЛИ НАМЕРЕНИЯ НА БУДУЩЕЕ Продолжить реформу системы социального страхования и пенсионного обеспечения в частностиЗавершить административную реформу системы
В области реформирования системы социального страхования Унификация законодательства и единые условия для предоставления прав на социальное страхованиеСокращение льготных условий для предоставления прав на социальное страхованиеЗависимость размеров страховых выплат от размеров взносов и продолжительности их уплатыПрограмма по улучшению сбора взносов
В области управления и администрирования системы социального страхования Внедрение стандартизированных процессов и процедур Обеспечение эффективного управления доверенными средствами сотрудниками НКСС посредством наличия у сотрудников навыков, необходимых для успешного осуществления своей работы Осуществление мер, с целью устранения случаев злоупотреблений, растрат и нарушений, укрепляя, таким образом, доверие к системе социального страхованияОптимизация управленческих процедур Усовершенствование применения ключевых концепций Социального Страхования в НКСС Образование гибкой и целостной организационной структуры НКССОбеспечение своевременного и качественного обслуживания клиентовАвтоматизация функций деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ