Тема: Порядок подготовки аудиторского заключения План 1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности 2. Структура аудиторского заключения и порядок его оформления и представления 3. Виды аудиторского заключения 4. Дополнительная информация в аудиторском заключении
Нормативные документы для самостоятельного изучения 1. Федеральный Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 11.07.2011г. с изм. от 21.11.2011г) 2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 586 «О внесении изменений в акты правительства Российской Федерации». 3. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696. (ред. от 22.11.2011г. №1095) 4. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.05.2010 №46н 5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», утвержденное приказом Минфина РФ от 20.05.2010 №46н 6. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении», , утвержденное приказом Минфина РФ от 20.05.2010 №46н 8. htt:// www.minfin.ru - Официальный сайт Минфина РФ - раздел «Бухгалтерский учет и аудит» – Аудиторская деятельность
1. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности В соответствии со ст.6 ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307 аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
п.11 ФСАД 1 Убеждение аудитора должно базироваться на: п.11 ФСАД 1 Убеждение аудитора должно базироваться на: а) выводе относительно того, были ли получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства; б) выводе относительно того, являются ли неисправленные искажения, взятые по отдельности или в совокупности, существенными;
в)выводе относительно того, составлена ли бух. отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности; в)выводе относительно того, составлена ли бух. отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности; г) Выводе аудитора, что недостаточная объективность руководства аудируемого лица вызывает существенное искажение бухгалтерской отчетности в целом.
В законе об аудиторской деятельности введено понятие заведомо ложного заключения. В п.5 ст.6 сказано: "Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда". В законе об аудиторской деятельности введено понятие заведомо ложного заключения. В п.5 ст.6 сказано: "Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда".
Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представлению аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения аудитора определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010, 2/2010, 3/2010 Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представлению аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения аудитора определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010, 2/2010, 3/2010
Аудиторское заключение должно содержать: Аудиторское заключение должно содержать: 1) наименование 2) указание адресата 3) сведения об аудируемом лице 4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе 5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит 6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита) 7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности 8) подпись аудитора 9) указание даты заключения
Основные требования к оформлению: Основные требования к оформлению: Аудиторское заключение составляется в письменном виде; Аудиторское заключение подписывается: а) руководителем аудиторской организации или уполномоченным лицом им лицом, имеющим квалификационный аттестата аудитора; б) индивидуальным аудитором. К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение; Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием количества листов; Аудиторское заключение подготовляется в количестве экземпляров согласованном аудитором и аудируемым лицом, причем каждая из сторон должна получить не менее чем по 1 экземпляру
3.Виды аудиторского заключения Различают следующие виды аудиторских заключений:
Согласно п.15 ФСАД 1/2010 аудитор может выразить немодифицированное мнение в случае когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности. Согласно п.15 ФСАД 1/2010 аудитор может выразить немодифицированное мнение в случае когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.
Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если: Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если: на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения; он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Существенные искажения бухгалтерской отчетности могут быть связаны с рядом факторов, в том числе: Существенные искажения бухгалтерской отчетности могут быть связаны с рядом факторов, в том числе: с принятой предприятием учетной политикой; с тем, каким образом реализована принятая аудируемым лицом учетная политика; с уместностью, правильностью и полнотой раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Отсутствие возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств (ограничение объема аудита) может быть следствием: Отсутствие возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств (ограничение объема аудита) может быть следствием: А) возникновения неконтролируемых аудируемым лицом обстоятельств; Б) обстоятельств, связанных с характером или сроком проведения аудита; В) препятствий, установленных руководством аудируемого лица
Таблица 3. Зависимость формы модифицированного мнения от характера обстоятельств, ставших причиной его выражения, и степени распространения их влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность Таблица 3. Зависимость формы модифицированного мнения от характера обстоятельств, ставших причиной его выражения, и степени распространения их влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Таким образом, выбор аудитором формы модифицированного мнения зависит от характера обстоятельств, ставших причиной модифицированного мнения в результате существенного искажения бухгалтерской отчетности или возможного существенного ее искажения в случае отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и суждения аудитора относительно степени распространения влияния искажающих факторов на бухгалтерскую отчетность Таким образом, выбор аудитором формы модифицированного мнения зависит от характера обстоятельств, ставших причиной модифицированного мнения в результате существенного искажения бухгалтерской отчетности или возможного существенного ее искажения в случае отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и суждения аудитора относительно степени распространения влияния искажающих факторов на бухгалтерскую отчетность
4. Дополнительная информация в аудиторском заключении Привлекающая внимание часть должна указывать только на обстоятельства, отраженные в бухгалтерской отчетности. Такими обстоятельствами могут быть: а) неопределенность в отношении не завершенных на отчетную дату судебных разбирательств, решения по которым могут быть приняты лишь в следующие отчетные периоды, или неопределенность, связанная с действиями надзорных органов; б) досрочное применение (если это разрешено) новых правил отчетности, которое оказывает всеобъемлющее влияние на бухгалтерскую отчетность; в) крупная катастрофа, которая оказала или продолжает оказывать существенное влияние на финансовое положение предприятия.