3 лекции и 1 семинар 3 лекции и 1 семинар Семинар: разбор ситуации разработки маркетинговой стратегии Контроль – реферат с ответом на 1 из предложенных вопросов Темы лекций: Эволюция концепции маркетинга. Основные определения Анализ рынка и маркетинговые исследования Процесс выбора маркетинговой стратегии Создание успешной торговой марки Товарная политика и ценовая стратегия Сбытовая стратегия. Коммуникационная стратегия
Маркетинг – прибыльное удовлетворение потребностей людей Маркетинг – прибыльное удовлетворение потребностей людей Маркетинг – организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей для покупателей и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации и для заинтересованных в ней лиц. Маркетинг менеджмент – искусство и наука выбора целевых рынков и привлечения, сохранения и развития покупателей посредством создания, предоставления и продвижения значимых для них ценностей
Стратегический маркетинг – процесс разработки стратегии, учитывающий изменчивость факторов внешней среды и направленной на повышение степени удовлетворенности потребителя. Кревенс Д. Стратегический маркетинг – процесс разработки стратегии, учитывающий изменчивость факторов внешней среды и направленной на повышение степени удовлетворенности потребителя. Кревенс Д. Направлен на улучшение деятельности предприятия в целом Служит звеном соединяющим компанию с ее внешним окружением, и рассматривает функцию маркетинга как фундаментальную основу деятельности компании в целом. Стратегический маркетинг – процесс стратегического управления компанией, основанный на принципах ориентации на клиента, активного влияния на рынок, построения гибкой информационной системы, позволяющей видеть все возможности и угрозы внешней среды, управлять знаниями и развивать конкурентные преимущества компании и создавать продукты, востребованные рынком.
Стратегический маркетинг. Стратегический маркетинг. Систематический и непрерывный анализ потребностей и запросов; формирование стратегических ориентиров; создание адекватной организационной структуры; разработка и производство продукта, нужного рынку Операционный маркетинг. Товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика. Комплекс маркетинговых мероприятий (marketing mix), инструментарий маркетинга
Предпосылки: 1809-1814 С.Маккорник рассмотрел инструменты исследования и анализа рынка, ценообразование Предпосылки: 1809-1814 С.Маккорник рассмотрел инструменты исследования и анализа рынка, ценообразование 1901-1902: Экспериментальный курс маркетинга в Иллинойском, Калифорнийском, Мичиганском университетах 1908 Первая коммерческая исследовательская фирма, возникновение отделов маркетинга в компаниях США Б.Черингтон, Бконверс, Т.Бекман сформулировали основные принципы маркетинга 1926 Американское общество маркетинга 1937 Американская ассоциация маркетинга 1948 Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований (ЭСОМАР) 1995 Российская ассоциация маркетинга
Новые технологии Новые технологии Развитие сферы услуг Глобализация Снижение государственного контроля Увеличение рыночной власти покупателей Кастомизация Усиление конкуренции Конвергенция отраслей Сближение с потребителем, отсутствие посредников Возрастание роли нематериального капитала
От маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации От маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации От организации по товарным единицам к организации по покупательским сегментам От самостоятельного производства к закупкам все большего числа товаров и услуг От работы со многими поставщиками к партнерству с несколькими От сохранения старых рыночных позиций к поиску новых От приоритета материальных активов к приоритету нематериальных От брендинга, поддерживаемому рекламой, к брендингу посредством интегрированных коммуникаций От привлечения покупателей при помощи магазинов к онлайновой торговле От продажи товаров всем подряд к лучшему поставщику для строго определенных целевых рынков От концентрации на прибыльных сделках к концентрации к пожизненной доходности покупателя От завоевания доли рынка у завоеванию «доли покупателя» От локальности к глобальности От финансовых показателей к маркетинговым оценкам От акционеров к заинтересованным лицам
Разработка маркетинговых стратегий и планов Разработка маркетинговых стратегий и планов Развитие знаний о рынке Формирование долгосрочных отношений с покупателями Создание сильной торговой марки Создание рыночных предложений Предоставление ценности покупателям Продвижение ценности Обеспечение долгосрочного роста
Внешняя ориентация Внешняя ориентация Упреждающие стратегии Роль информационной системы Управление знаниями Анализ информации и принятие решений в режиме реального времени Предпринимательский стиль Внедрение инноваций Глобальная реальность Расширение горизонта планирования Эмпирические исследования Междисциплинарное развитие
Маркетинг взаимоотношений – практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами (покупателями, поставщиками, дистрибьютерами) в целях установления длительных привилегированных отношений. Направлен на установление тесных экономических, технических и социальных связей с партнерами. Маркетинг взаимоотношений – практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами (покупателями, поставщиками, дистрибьютерами) в целях установления длительных привилегированных отношений. Направлен на установление тесных экономических, технических и социальных связей с партнерами. Интегрированный маркетинг – разработка маркетинговых мероприятий и составление полностью интегрированной маркетинговой программы по созданию, продвижению и предоставление ценности для потребителей. (1- для продвижения используются различные маркетинговые мероприятия, 2- все маркетинговые мероприятия координируются для максимизации суммарного эффекта) Внутренний маркетинг – обеспечение принятия надлежащих маркетинговых принципов всеми сотрудниками организации и особенно ее высшем руководством. Внутренний маркетинг включает найм и обучение работников, а также их стимулирование к высокому уровню обслуживания клиентов. (1- взаимоувязка маркетинговых функций, 2 – принятие маркетинга остальными отделами). Социально-ответственный маркетинг – понимание этического, экологического, правового и социального контекстов маркетинговых мероприятий и программ. Установление потребностей и удовлетворение их более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами, способствующими повышению благосостояния потребителей и общества в целом.
Первичная Первичная Обзоры: Деятельности конкурентов Поведения потребителей Работы каналов сбыта Деятельность поставщиков Других конт. аудиторий Интервью с: Конкурентами Потребителями Дилерами Поставщиками Экспертами отрасли Бывшими сотрудниками конкурентов Другими представителями бизнеса
Макросреда (демографический, экономический, экологический, технологический, политический, культурный аспекты) Макросреда (демографический, экономический, экологический, технологический, политический, культурный аспекты) Среда взаимодействия (рынки, потребители, конкуренты, каналы сбыта, поставщики, общество) Аудит маркетинговой стратегии (цель компании, задачи маркетинга, маркетинговая стратегия, бюджет) Аудит организации маркетинга (формальная структура, функциональная эффективность, согласованность) Аудит систем маркетинга (маркетинговая информационная система, система маркетингового планирования, система контроля маркетинга, система разработки новых товаров) Аудит эффективности маркетинга (анализ прибыльности, анализ издержек) Аудит функций маркетинга (товары, цена, дистрибуция, реклама, продвижение и создание имиджа, служба сбыта)
Потребительский аудит Потребительский аудит Степень удовлетворенности клиента Мероприятия по повышению качества обслуживания Установление критериев оценки качества Аудит конкурентной среды Экологический, технологический, демографический, экономический, политический, правовой Аудит отношений и взглядов сотрудников Отношение к стратегии фирмы Анализ конфликтных ситуаций Получение обратной связи