Введение Дисциплина «Маркетинг в финансово-кредитных учреждениях» Кафедра Маркетинга и коммерции ВГУЭС Кметь Елена Борисовна к.э.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Ключевые понятия Цели и задачи курса Требования к знаниям и умениям Структура курса Рекомендованная литература
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ * Типы банковских систем Структура кредитной системы Обычная, зрелая и развивающаяся банковская система Центральный банк РФ Финансово-кредитные учреждения Продуктовая линейка Реестр услуг Аналитические показатели качества услуг Маркетинговая информационная система банка Центр розничных продаж Front-Office Back-Office Internet-маркетинг Internet-банкинг Карточные платежные системы Internet-банкинг *
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Целью настоящего курса является формирования знания о специфике маркетинговой деятельности финансово-кредитного учреждения и практических навыков управления его маркетинговой деятельностью *
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Задачи курса: ознакомиться с историей развития банковского дела и типами существующих банковских систем изучить структуру кредитной системы России и существующие классификации финансово-кредитных учреждений определить особенности банковского маркетинга и содержание элементов комплекса маркетинга финансово-кредитных учреждений изучить процесс маркетингового управления и содержание его этапов в коммерческом банке ознакомиться с содержанием и процессом стратегического планирования маркетинговой деятельностью банка изучить содержание четырех подсистем маркетинговой информационной системы (МИС) финансово-кредитных учреждений *
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Задачи курса: определить особенности формирования продуктовой, сбытовой, коммуникативной политики и политики ценообразования банка рассмотреть подходы к формированию организационно-управленческих структур всего банка и его маркетинговых служб изучить основные тенденции на финансовом рынке России, в том числе способы горизонтальной интеграции уточнить структуру карточных платежных систем, функции участников и существующие классификации карт ознакомиться с существующими классификациями карт выполнить сравнительный анализ содержания Internet-маркетинга и Interent-банкинга уточнить роль криптографии в обеспечении информационной безопасности дистанционного банковского обслуживания изучить типологию электронных платежных систем *
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ Студент должен знать: сущность и специфические черты банковского маркетинга, его цели, задачи, принципы и функции содержание стратегического и операционного маркетинга для финансово-кредитных учреждений специфику инструментов комплекса маркетинга и особенности их формирования процесс маркетингового управления и планирования для коммерческого банка основные принципы формирования организационно-управленческих структур банка и его маркетинговых служб функции участников платежных систем на основе банковских карт основные принципы функционирования электронных платежных систем и роль криптографических систем в обеспечении их информационной безопасности *
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ Студент должен уметь: определять проблему коммерческого банка на финансовом рынке своего региона анализировать внутреннюю и внешнюю маркетинговую среду финансово-кредитного учреждения составлять заявление о миссии, образе и ценностях банка осуществлять ситуационный и стратегический анализ для коммерческого банка четко формулировать стратегические и тактические цели финансово-кредитного учреждения формировать маркетинговую стратегию банка планировать маркетинговую деятельность финансово-кредитного учреждения *
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ Студент должен уметь: разрабатывать альтернативные стратегические решения и принимать верные в области маркетинговой деятельности банка грамотно планировать товарную, сбытовую, коммуникативную деятельность банка и применять современные методы ценообразования оперативно перестраивая маркетинговую деятельность банка, реагируя на изменения рыночной ситуации, на финансовом рынке своего региона грамотно сегментировать клиентскую базу банка анализировать эффективность участия банков региона в карточных платежных системах и электронных платежных системах, разрабатывать рекомендации по оптимизации этой деятельности *
СТРУКТУРА КУРСА Лекционный материал состоит из 16 тем: Тема 1. Кредитная система России и финансово-кредитные учреждения Тема 2. Специфика банковского маркетинга. Тема 3. Процесс маркетингового управления в коммерческом банке. Тема 4. Стратегическое и оперативное планирование в финансово-кредитном учреждении Тема 5. Особенности маркетинговой информационной системы (МИС) банка. Тема 6. Продуктовая политика банка Тема 7. Сбытовая политика (или политика доставки). Тема 8. Особенности политики ценообразования банка. *
СТРУКТУРА КУРСА Лекционный материал состоит из 16 тем: Тема 9. Формирование коммуникативной политики банка Тема 10. Организационные структуры управления банком. Тема 11. Тенденции развития финансового рынка. Тема 12. Карточные платежные системы. Тема 13. Виды карт. Тема 14. Internet-маркетинг и Internet-банкинг, уровни присутствия банка в Internet. Тема 15. Криптография и ее роль в дистанционном банковском обслуживании. Тема 16. Электронные платежные системы. *
СТРУКТУРА КУРСА * Практические занятия проводятся по группам в форме комплексных практикумов и полностью соответствуют тематике лекций. По каждой теме слушателю предлагаются комплексные практикумы, включающие компьютерное тестирование и ситуационные задания в Internet. Компьютерное или бланковое тестирование включает несколько блоков вопросов следующих видов: закрытые одновариантные, закрытые многовариантные, вопросы, для которых необходимо разобрать предлагаемые варианты ответов без остатка (японский тест) и т.д. Ситуационные задания (или кейсы) выполняются группой студентов - временным творческим коллективом в составе нескольких студентов (1-3 человека) и позволяют не только сформировать профессиональные навыки, но и выработать определенные практические умения анализа и планирования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА * Основная литература Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. – М.: Ось-89, 2006. –256 с. Стефенсон Рой. Маркетинг финансовых услуг / Рой Стефенсон : пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 256 с. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. 2-е изд. – М.: Инфра-М, 1995. – 304 с. Хабаров, Н.Ю. Попова В.И. Банковский маркетинг: Учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2006. – 157 с. Яскевич Е.В. Банковский маркетинг: Уч. пособие – Владивосток, изд-во Дальневосточного института, 2002 Яскевич Е.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: банковский маркетинг. Учебно-методический комплекс. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 225 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА * Дополнительная литература Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. Ред. Г.Л.Багиева, - СПб.: Питер, 2007. – 736 с. Данько Т.П. Количественные методы анализа в маркетинге / Под ред. Т.П. Данько, И.И. Скоробогатых. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с. Кметь Е.Б. Электронная коммерция и экономика : уч. пос. Владивосток: ВГУЭС, 2009. 160 с. Коротков А.В. Маркетинговые исследования : Учеб. Пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с. Котлер Ф., Келлер К.П. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 816 с. : ил. – (Серия «Классический зарубежный учебник»). Кузьмина Е.Е. Шаляпина Н.М. Теория и практика маркетинга: учебник под ред. д-ра экон. наук Е.Е. Кузьминой. – М. : КНОРУС, 2005. – 224 с. Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях/ Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.
* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. Спасибо за внимание