ПРОГРАММА По внеурочной деятельности в начальной школе(ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ и исследовательскому НАПРАВЛЕНИЮ) Экологическая академия Коновалова Тамара Васильевнаучитель начальных классов первой категорииМОУ Школы № 74 Куйбышевского района г. о. Самара
Образовательная программа «Экологическая академия» разработана как дополнение к курсу « Окружающий мир» в начальной школе. Актуальность программы заключается в формировании представления об экологии у младших школьников не только в биологическом, но и в широком социальном смысле, а также воспитании бережного отношения к природе.
Программа «Экологическая академия» – опирается на идеи образовательной программы «Планета Знаний», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности. Основной целью является установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Цель программы:создать для младших школьников условия, способствующие развитию их исследовательских умений, путем формирования основ экологической грамотности.
Задачи:-формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям младших школьников;-обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.-развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать их. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы:предназначена для детей 6-11 лет, посещающих ОУСроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения(1 час в неделю). 1 год обучения – 32часа;2 год обучения – 34 часа;3 год обучения – 34 часа;4 год обучения – 34 часа.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю.Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.Средства:• программное обеспечение;• посредством интернет технологий;• посредством индивидуального обучения.Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству выполненных проектов.
Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества. Важное место занимают задания на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя их, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Обучающийся будет уметь:Самостоятельно выбирать тему и объект исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; выделять главное и второстепенное в собранном материале; выделять из текста основные понятия и давать им определения; классифицировать предметы, процессы, явления и события; выявлять и обозначать замеченные парадоксы; ранжировать выдвигаемые идеи; предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу.Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;Реализовывать право на свободный выбор.
Ожидаемые результаты:Предметные результаты:- интерес к познанию мира природы;- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;- осознание места и роли человека в биосфере;преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни;- развитие морально-этического сознания;- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом
Метапредметные результаты:- овладение начальными формами исследовательской деятельности;- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;- опыт социальной и межкультурной коммуникации;- формирование коммуникативных навыков.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Виды контроля и диагностикиПодведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ и проектов. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Практические работы и экскурсии.Экскурсия «Наблюдение за сезонными изменениями в природе». Экскурсия в Ботанический сад, Краеведческий музей, зоопарк.Практические работы «Ведение дневника наблюдений» за явлениями природы, «Операция кормушка», совместно с родителями «Экологический патруль». Конкурсы рисунков, поделок из природного материала. Составление книги о лекарственных растениях нашего края.Экологические игры, викторины, конкурсы.
Методическое и материально-техническое сопровождение программы.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.Сотникова, Н.А. 100 загадок от А до Я для детей 5-8 лет (Текст)/ Н.А. Сотникова. – М.: Айрис-пресс,2008.1. В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль 1998 г2. Азбука туриста-эколога: методические рекомендации для руководителей кружков. Москва 1991г.3. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Составители Ю.В. Козлова. В.В. Ярошенко Москва 2007 г.4. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва 2005 г.Юдин, Г.Н. Заниматика (Текст)/ Г.Н. Юдин. – М.: Росмэн, 1995. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD) (Текст).- 2008Что такое? Кто такой?: энциклопедия. Т.2, 3 (Текст)/ редкол.: С.П. Алексеев (и др.) – М.: Педагогика-Пресс, 2007.Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова и др.- Волгоград: Учитель, 2010.Классная доска.Компьютер. Проектор. Экспозиционный экран. Аудио и видео материалы.
Благодарюза внимание