Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: [email protected]
Учимся читать выразительно Вводное занятие по выразительному чтению Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Брянска Легоцкая Вера Сергеевна
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения: истолкование внутреннего содержания произведения выявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский
Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты
Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса нисходящая фигура нисходящая фигура Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса восходящая фигура
Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупредительная причинной связи противительной связи разделительная мелодика водности незаконченности Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса
Техника речи
Учимся дышать правильно
Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962. Блинов И. Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., 1963. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986. Еремеева Е. Ю. Выразительное чтение как средство развития младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/211243/ Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html
Интернет-ресурсы http://www.abc-people.com/data/stanislavskiy/photo1s.jpg http://www.lenagold.ru/fon/clipart/m/mikr/mikrof16.jpg http://www.lenagold.ru/fon/clipart/m/mikr/mikrof20.jpg http://www.lenagold.ru/fon/clipart/m/mikr/mikrof25.jpg