Учитель - логопед Дикарева Оксана Вячеславовна «Речевое развитие дошкольников» 900igr.net
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь писать, читать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» А.Л. Венгер
Речь - средство приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основное средство общения между учителем и учеником.
Речевое развитие – рассматривается как развитие умений понимать и пользоваться родным языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слова, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи.
Дефекты звукопроизношения, не прошедшие по мере взросления ребенка и вовремя неисправленные, в дальнейшем потребуют значительно больших усилий и времени, а так же могут привести к трудностям при обучении в школе.
Развитие правильных речевых навыков Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил: 1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи. 2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно: · посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.); · в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.); · обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.); · привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров). 3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый). 4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку. 5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи. 6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.
Фонематический слух – основа правильной речи Игры для развития слухового внимания «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном; шуршит бумагой; звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому. «Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз. «Где позвонили?». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4–5 раз. «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
Игры для развития фонематического слуха «Так ли это звучит?». Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова, отмечая их многообразие слов, разное и сходное звучание. «Кто внимательный?». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза. «Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа АУ, как дети кричат в лесу, или как кричит ослик ИА, или как плачет ребёнок УА, или как мы удивляемся ОО и др. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем – второй. Потом ребёнок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.
Слоговая структура слова Нарушения ритмического рисунка слов сопутствуют детям с проблемами речевого развития на протяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребёнок начинает хорошо произносить двух- и трёхсложные слова, при произнесении более сложных слов со стечением согласных могут возникнуть трудности. После того как ребёнок научился по заданию хлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т. п. Учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный – гласный» (ма-ма, му-ка и т. п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка-ток, мас-ка, бан-ка и т. п.) далее – слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т. п.). Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста-кан, Моск-ва, гра-дус-ник. Запишите в «Словарик» слова, в которых ребёнок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных. После того как ребёнок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произношения.
Что делать по дороге в гости? Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идёте к остановке автобуса. 1. Лексические и логические упражнения. а) Беседа. – Куда мы идем? (К остановке автобуса.) – Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный или пассажирский.) – А что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.) – А метро – это какой транспорт? (Подземный.) – А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.) – Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д. – Чем отличается автобус от троллейбуса? – Может ли трамвай объехать кого-нибудь из людей? б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»? – Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.) – А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.) – Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.) Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры. в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово. – А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.
2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи. а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка). – Кто ещё к ней придёт? – Кто где сядет за столом? – Что же приготовит нам бабушка? – Сколько тарелок будет стоять на столе? – Какая посуда есть у бабушки? – Что тебе у неё дома нравится? б) Лексические игры. – Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко. в) Закончи предложение: На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной… Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла… После гостей 1. Упражнение на развитие памяти и речи. – Назови людей, которые сидели за столом. – Опиши одежду тёти. – Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем… 2. Упражнение на воображение. – Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол? – Как бы ты закончил праздник?
Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? Уважаемые родители! Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста: 1. Знает ли он своё полное имя? 2. Знает ли он свой возраст, число, месяц и год своего рождения? 3. Знает ли он свой домашний адрес, адрес детского сада? 4. Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу их труда? 5. Хочет ли учиться в школе? 6. Что знает о школе, о труде учителя? 7. Что больше всего любит делать: – играть; – заниматься; – трудиться? 8. Умеет ли печатными буквами писать своё имя и фамилию? 9. Как относится к своим сверстникам? С кем любит играть? 10. Как общается с взрослыми? Умеет ли слушать, не перебивая? 11. Владеет ли прямым и обратным счётом в пределах десяти? Может ли назвать соседей числа? Решает ли простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти?
12. Знает ли основные геометрические формы? Умеет ли видеть их в предметах окружающей действительности? 13. Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности? 14. Называет ли последовательно дни недели? 15. Знает ли названия времён года, их отличительные признаки и месяцы, их составляющие? Умеет ли связно рассказывать о лете, осени, весне, зиме? 16. Умеет ли ориентироваться в пространстве: – относительно себя: что справа, слева от него, над, перед, за ним и т. д.; – относительно заданного объекта: что справа от стола, слева от окна и т. д.; – на листе бумаги: середина, верхний, нижний, правый, левый края; – разбирается ли в схеме своего тела, может ли показать свою ведущую руку, правый локоть, левое колено, правой рукой левый глаз и т. д. 17. Может ли после одной демонстрации взрослого запомнить и повторить серию движений: руки в кулак, на ребро, ладонью вниз на стол (и так 3 раза)? 18. Может ли отхлопать ритмический рисунок: – простой (! – !!!); – сложный (!! – !!!)? 19. Знает ли стихи и сказки? 20. Какая любимая книга, почему? 21. Умеет ли передать содержание услышанного рассказа? 22. Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ? 23. Сумеет ли понять и объяснить скрытый смысл рассказа? Например, известный рассказ «Упрямые козлы». На мосту два козла столкнулись рогами. И упали два козла в речку вверх ногами. Почему? Мостик был слишком узкий, а козлы очень упрямыми.
Желаю удачи!