Проектная деятельность на уроках Проектируем урок биологии
План лекции Проектная деятельность. Теория и практика.Проектная деятельность в учебном процессе:В деятельности учителяВ деятельности ученикаТехнология проектной деятельностиПроектный метод обучения. Компьютерные технологии и проектная деятельность.Использование компьютерных технологий в обученииПрезентационные материалы: плюсы и минусыПланирование собственного проекта.Целеполагание деятельности: Определение общей цели, типа проекта, название, включение в учебный процессРазработка макетаОбзор дополнительных ресурсов.Литература по проблеме.
Проектная деятельность. Теория и практика. Проектирование в учебно-воспитательном процессе – это создание модели учебной деятельности и определение предварительных результатов этой деятельности.Проект в информатике представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов этой работы (компьютерная программа).Проектная деятельность как исследовательская деятельность по одному или нескольким предметам на межпредметной основе.
Проектная деятельность. Теория и практика. Цель проектного обучения – создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного процесса. (20- годы XIXв.) Поиск приемов развития творческого потенциала учащихся. Виды проектов:Информационные поисковыеИсследовательскиеПродуктивныеДраматизационныеПрактико-ориентированныеОбщее во всех проектах – вовлеченность учащихся в коллективную деятельность.Проекты бывают:МонопредметныеМежпредметные ВнепредметныеВключает этапы:Выбор проблемы, определение актуальности темы проекты;Создание первой творческой группы (выработка идей и способов решения проблемы);Создание второй творческой группы (одновременно с первой нарабатываются идеи и способы решений проблемы);Обмен информацией между группами (круглый стол);Защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности) Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.Педагогическая технология – набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат.Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого процесса делает учителя высокопроффесиональным специалистом.Учитель становится автором проекта.
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры) 1. ЦелеполаганиеПредоставляет цель и направленность учебно-воспитательного процесса в системе микроцелей2. ДиагностикаСодержит управленческую информацию о факте достижения или недостижения микроцелей3. ДозированиеДает содержательную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях, самостоятельной деятельности учащихся, достаточную для гарантированного успешного прохождения диагностики4. Логическая структураПеревод методического замысла учителя в целостную и логическую наглядную модель учебного процесса. Это специально формируемое рабочее поле.5. КоррекцияПредоставляет информацию о «педагогическом браке», т.е. об учащихся, Не прошедших диагностику, и о содержании методического пути коррекции
Проектная деятельность. Теория и практика. (технология проектной деятельности) Технологизация информационной модели учебного процесса.Технологическая карта - выступает паспортом проекта учебного процесса по учебной теме.Производятся расчеты: времени, объема дидактической информации, интенсивности ее освоения, времени.
Проектная деятельность. Теория и практика. (Проектный метод) Основные компоненты проектаКраткая формулировка задачиДля кого и зачемНабор первоначальных идейНабор эскизов, планов, программПроработкаВыбор основной идеиИзготовление изделияИзготовление изделия (проекта)Испытание и оценка изделияИспытаниеСамооценкаНекоторые аспектыПять основных компонентов могут быть скомпанованы в различной последовательностиПроект – это нечто целое, а не ряд ступенейМоделирование играет важную рольВременные рамки варьируют в зависимости от содержания проекта
Компьютерные технологии и биология Положительные стороны программных продуктов:Соответствие программным документамПрофессиональное составлениеСоответствие возрастной психологииТочность дозирования материалаСнятие напряжения и утомления в учебном процессеРешают вопросы изобразительной наглядности (+ возможность включение видеоряда)Расширяют информационный поискОтрицательные стороны:Нет работы по развитию монологической речиЗатруднена отработка сложного материала
Компьютерные технологии и биология
Основные блоки в проектах Мотивационный блокОсновное содержание (раскрытие темы)Обобщение по темеКонтрольЖелательно включение во все блоки интерактивных методик!
Этапы работы учителя Определение общей целиОпределение типа проектаОпределение названия проектаОпределение варианта использования на урокеСоздание макета собственной презентации
Макет презентации Титульный слайдСодержание презентации (план)Место материала в учебном процессеОсновное содержание по теме: Пробемные вопросыЦитатыГрафики и диаграммыРисунки и видеорядыАнимационные эффектыКонтрольные материалы по проекту (тесты или вопросы)Список использованной литературы и материалов.
Обзор дополнительных ресурсов
Литература Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.Использование компьютерных технологий в обучении биологии. Газ. «Биология», № 27-28, 2003 М. Павлова, Джеймс Питт. Дизайн-подход как основа обучения(серия «Развитие детского творчества через технологические проекты) Н.Новгород: Н.Г.Ц., 2000.В.М. Монахов Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии. //Педагогика, № 6, 1997.