Класс Птицы. Внешнее строение птиц
Цели урока: Образовательная: повторить и обобщить знания учеников о птицах; познакомиться с основными морфологическими особенностями строения птиц; Развивающие:развитие навыков исследовательской деятельности учащихся; Воспитательные: воспитание бережного отношения к птицам, развитие интереса к изучению родного языка, флоры родного края.
Исследование первое:«Внешнее строение птицы» 1. Изучите внешнее строение птицы. 2. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. 3. Осмотрите голову птицы (на ее форму, размеры) 4. Найдите клюв, рассмотрите его строение.
Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию
На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв.
Исследование второе: «Зачем птице клюв?»
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КЛЮВА Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются. Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу
Разнообразие клювов у птиц связано с разной пищей.
ПОКРОВЫ ПТИЦ
Виды перьев (по значению)
Тонкая двухслойная кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Перья разделяются на служащие для полёта маховые и рулевые и на одевающие тело покровные. Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.
Исследование третье:«Перья птиц» Исследуйте набор перьев. Изучите строение контурного пера и пухового пера. Определите различия между ними. Заполните таблицу.
Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста).
Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая еготеплопроводность Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность
Какая птица, обитающая в Калмыкии, поет только высоко в небе? В каком заказнике Калмыкии обитают редкие птицы: розовый пеликан, краснозобая казарка, фламинго, перевязка? Переведите на русский язык названия птиц: тоhрун, хун, богшурһа, харада, hәрд, hалун, нуhсн, керә. Какие птицы, обитающие в Калмыкии, занесены в Красную книгу?
Люди – человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы,Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица.Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!Ведь небо без птиц – не небо!А море без рыб – не море!А земля без зверей – не земля!
Рефлексия Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне понравилось…