Лекция №5 Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог» Тема:«ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА » Автор: к.в.н, доцент Романчук П.В.
Учебные вопросы: 1.Возведение земляного полотна автогрейдерами. 2.Возведение земляного полотна бульдозерами. ЛИТЕРАТУРА 1. Горелышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Учебник. М.: Транспорт, 1999. с.61-68. 2. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. 3. Устройство земляного полотна автомобильных дорог. Технологические карты. К.:Будивельник, 1989.с.5-46. 4. Справочник дорожного мастера.М.: Инфра-Инженерия, 2005.с.97-110.
Техническая характеристика автогрейдеров
1. Технологический процесс состоит из следующих операций: - снятие дернового покрова (в тех случаях, когда это требуется); - пробивка линии первого зарезания; - резание грунта в резерве; - перемещение и укладка грунта в насыпь; - послойное уплотнение грунта; - окончательная планировка насыпи и резервов. Кп – коэф. перекрытия проходов при перемещениях грунта, Кп = 1,1 - 1,3 ; Кз – коэф. перекрытия проходов при резании грунта; К з = 1,25 - 1,7;
2. Техническая характеристика бульдозеров
2. Бульдозеры применяются для возведения земляного полотна высотой до 1,5 м из одно- или двухсторонних резервов, а также для разработки неглубоких выемок (до 1,5 м) и устройства насыпей и выемок при продольном перемещении грунта до 50 м, а на уклонах - в сторону перемещения грунта до 100 м. Бульдозеры могут также применяться для устройства полунасыпей - полувыемок на косогорах, для грубых планировочных работ, засыпки траншей, дренажных канав и воронок. В настоящее время бульдозерами выполняют до 30% объема всех земляных работ. При возведении земляного полотна бульдозер выполняет следующие технологические операции: зарезание грунта; перемещение грунта; укладка грунта (отсыпка); возвращение к месту резания.
Виды схем зарезания: - гребенчатая – применяется на сравнительно плотных грунтах - клиновая – применяется при работе на влажных и связных грунтах - равномерная – применяется при работе на уклонах (чаще в несвязных грунтах).
Для повышения производительности перемещение грунта осуществляют: - по ребристо-траншейной схеме перемещения грунта - отвалами с открылками -спаренной работой бульдозеров. Расстояние между отвалами 0,3-0,5
Рис. 2. Схема укладки грунта бульдозером: а - «от себя»; б - «на себя»; в - «отдельными кучами»; г - «вполуприжим»; д - «вприжим» Обратный холостой ход осуществляется задним или передним ходом.
3. Укладка грунта (отсыпка) может осуществляться 2-мя способами:
Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл. 1. При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0,95 ориентировочно назначают 6 - 8 проходов катка для связных и 4 - 6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0,98 - 8 - 12 проходов для связных и 6 - 8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняется пробной укаткой. Таблица 1 0,95 0,98 - 0,95 0,95 - 0,93 0,98 - 0,95 1,0 - 0,98 0,98 - 0,96 До 1,5 Рабочий слой IV, V II, III I IV, V II, III I в дорожно-климатических зонах облегченном и переходном капитальном Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м Элементы земляного полотна
Состав отряда 15 15 ИТОГО: 1 0,44 0,44 (1) 0,74 Машинист VI разряда Самоходный каток ДУ-101 . 2 0,67 1,32 (2) 2,2 Машинист VI разряда Бульдозер ДЗ-171 1 0,9 0,9 (1) 1,4 Машинист VI разряда Автогрейдер ДЗ-122 II. Заключительные земляные работы (захватка 600 м) 3 0,77 2,32 (3) 11,6 Водитель IV разряда Поливомоечная машина МД 433-03 3 0,90 2,7 (3) 13,5 Машинист VI разряда Самоходный каток ДУ-101 5 0,87 4,34 (5) 21,7 Машинист VI разряда Бульдозер ДЗ-171 I. Основные земляные работы (захватка 200 м) на захватку на 1км Прим. Кол-во рабочих Коэффициент загрузки Потребность в машино-сменах Профессия и разряд рабочего Машины
При производстве работ по возведению земляного полотна руководствуются следующей технической литературой: 1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве. 2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования. 3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера). 4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка. 5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины. 6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера. 7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 2010. - 271 с.: ил.
Охрана труда: 1. К управлению допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж и имеющие удостоверение. 2. Запрещается становиться на подножку, раму, отвал движущейся машины; 3. Запрещается устранять любые неисправности при работающем двигателе. 4. Работать без света и недостаточной освещенности в темное время суток. 5. Запрещается двигаться по косогорам с крутизной, недопустимой для данной машины.(Агр. – 20 0; Бульд. – 30 0.) 6. Работать во время дождя на глинистых грунтах. 7. Проезд бульдозера задним ходом запрещается. Во время остановок отвал должен быть опущен на землю. 8. Расстояние между внешними (по ходу) колесами Агр. и бровкой ЗП не менее 1м. Для бульдозера – 1м от бровки ЗП. 9. Перед началом движения подавать звуковой сигнал. 10. Запрещается передавать управление кому бы то ни было. 11. Машинисты должны быть в спецодежде