Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы «Изготовление русской народной куклы» СИДОРИНА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №121 компенсирующего вида Невского р-на Санкт-Петербурга 2012 г.
ЦЕЛЬ:Познакомить детей с технологией изготовления русской традиционной куклы и научить работать руками, развивая мелкую моторику рук. Развивать творческие индивидуальные способности.
ЗАДАЧИ:Через игрушку познакомить детей с историей русской культуры. Привить уважение к традициям семьи. Приобщить детей к русской обрядовой культуре. Приучать к совместному труду со взрослыми. Познакомить детей с новыми словами: «кукла-закрутка», «тулово», «оберег», «лоскут». Активизировать словарь: «рукодельница», «льняная», «хлобчатобумажная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:Лазерный проигрыватель и диски с записями колыбельных песен.
Материалы и принадлежности:Белая ткань размером 20-20 см. Белая ткань размером 10-20 см. Косыночка. Выкройка сарафана. Передник. Цветные нитки «гарус» , «ирис», «х.б». Ножницы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:Чтение русских народных сказок: «Метелица», «Морозко». Чтение сказок Л. Н. Толстого: «Филиппок», «Липунюшка». Прослушивание колыбельных песен. Рассматривание иллюстраций, раскрашивание раскрасок с «народной куклой», дидактическая игра «Сложи картинку». Изучение основных приёмов завязывания узелков.
Завязывание простого узелка
Раскраска куколки
Готовые работы детей
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: 1) цветные иллюстрации народных ремёсел (вышитые полотенца и салфетки); 2) образцы изделий (куклы закрутки, люлечки); 3) схемы изготовления кукол закруток. 4) игровой персонаж : «Маша-Рукодельница».
Наглядный материал
Схемы изготовления кукол
Маша-Рукодельница встречает детей в мастерской и предлагает рассмотреть выставку тряпичных кукол . Дети называют: - Засыпашка, - Пеленашка, - Кувадка, - Стригушка, - Кукла из ниток, - Зерновушка. Почему так названы?
Рассматривая схему последовательности изготовления, уточняем: Какой формы лоскуток берём для туловища? Какой формы лоскуток берём для ручек? Какими ниточками перевязываем? Что одеваем? На сколько узелков завязываем? Каждый выбирает тот материал, который ему необходим для его куколки.
Дети изготавливают куколку под тихую колыбельную музыку.
В процессе работы проводится пальчиковая гимнастика «ДРУЗЬЯ-ПОМОЩНИКИ»: У людей есть помощники, «други» верные. А первый друг-то лошадушка. А второй-то – то коровушка. А как третий друг-то овечушка. А четвертый друг - сера кисонька. А как пятый друг - верный пёс Барбос. Это наши друзья верные и помощники.
А подвести итог нашей работы в мастерской мне хотелось бы притчей. ПРИТЧА « О мудреце и хитреце» Однажды хитрец , прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу. - Скажи, о мудрейший, что у меня в руке? - Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы. - Ладно, правда твоя, там бабочка. - Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? - спросил хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её». Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: - Всё в твоих руках. Действительно всё в ваших руках, которые прекрасно сегодня потрудились.
Маше рукодельнице теперь не грустно - у неё есть подружки. Дети рассказывают, кто какую куколку сделал. Прежде , чем разойтись предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления, выбрав цветок и украсить им сарафан нашей русской красавицы. Цветок красного цвета - понравилось всё; синий –хочу узнать больше; жёлтый - заинтересовало, хочу сделать другую куколку.