Особенности средневековой моды Выполнила : ученица 7Б класса Рудяк Юлия Научный руководитель: учитель истории Борисова Эльвира Васильевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Костюмы эпохи средневековья Объект исследования: история средневекового костюма Предмет исследования: особенности средневековой западноевропейской моды Цель: расширить знания об эпохе средневековья, проследить модные тенденции той эпохи. Гипотеза: средневековый костюм являлся отражением статуса человека в обществе. .
Мода в ОДЕЖДе ВСЕГДА ОТРАЖАЛА СУТЬ ВРЕМЕНИ И ОБРАЗ жизни людей.
Средние века или Средневековье – так называют длительный период в истории Западной Европы, который охватывает более тысячелетия - с V до XV вв. Внутри тысячелетнего периода принято выделять два основных, это: Раннее Средневековье (V- ХIII век). Позднее Средневековье (ХIII-ХV век). Период господства церкви над всей духовной деятельностью человека определил сложность эпохи Средневековья.
Идеал красоты эпохи раннего Средневековья Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Она высокая, грациозная, хрупкая, стройная, грудь «укрыта» платьем. Весь ее внешний вид так же говорит о том, что она полностью посвятила себя служению Богу, заботе о доме, муже, семье. Земная красота ее не волнует, все внимание обращено на такие внутренние качества, как преданность, верность, целомудренность. Послушание, готовность служить- вот главный добродетель женщины.
Эволюция одежды в Раннее Средневековье происходила крайне медленно. Первоначально платье женщины было простым и состояло из двух частей: нижняя длинная камиза с узкими рукавами, верхнее платье котта и широкий плащ- накидка сюрко.
Камиза – полотняная туника с длинными рукавами. По бокам имелись небольшие отверстия, в которые вставлялась шнуровка. Камиза(шемиза) - это нижняя рубаха,которая не демонстрировалась окружающим.Как платье ее носили только крестьяне. .
К концу Раннего Средневековья влияние церкви ослабевает, и культура приобретает более светский характер. Меняется отношение к женщине, меняется и ее платье. Именно тогда возникает культ «прекрасной дамы».
По описаниям поэтов того времени у женщины должны быть «длинные золотистые вьющиеся волосы, зелёные или голубые глаза, весёлые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику» Её красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах.
К концу 13 века мода меняется. Цвета одежды яркие. Это не просто красиво, но еще и подчеркивает статус и достаток того, кто может позволить себе такое платье , ведь окрашивание ткани – очень трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Знать прежде всего занялась утверждением своих привилегий через костюм. "...Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год..." - говорится в указах 12 века.
В области женских головных уборов царили самые причудливые формы и объемы. Самым удивительным изобретением стали эннены – высокие головные уборы в форме конуса или валика.
Эннены возвышали феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем был выше её эннен.
Существенной частью элегантного платья был шлейф. Почти все сословия не упускали случая, чтобы с его помощью подчеркнуть значимость своей персоны..
Средневековая европейская мода – это в первую очередь экстравагантные остроносые туфли – пулены.
«У королевы Испании нет ног» – эта аксиома царила в Средние века. Мода тех веков не допускала, чтобы даже кончик туфли был виден из-под платья.
Мужчины носили бре и шоссы.В 14 веке в мужской европейской моде появился дублет – камзол, доходящий до середины бедра и имеющий облегающий силуэт. Сверху надевался просторный плащ – накидка сюрко.
В средние века перчатки стали символом отличия и власти. В рыцарской среде вручение перчатки означало, что рыцарь становился вассалом того, кому вручал «залог». Если перчатка бросалась под ноги на землю, это означало вызов на дуэль. Совсем другой смысл приобретало получение перчатки от дамы. Это был жест высочайшей благосклонности. Рыцарь не расставался с этим символом верности ни днем, ни ночью.
В 14 веке модным стало вешать на свою одежду большое количество бубенчиков. В те времена говорили: «Красавицу должно быть слышно издалека».
Менялы Средневековые законы указывали, как и во что должны одеваться те или иные сословия.. Постепенно все люди стали одеваться так, что по их внешнему виду можно было легко определить их положение в обществе, занятие, профессию, образ жизни
Одежда средневековых горожан Европы
Крестьянам дозволялось носить одежду только темную - серого, черного, коричневого цветов, либо не окрашенную вовсе.
Выводы по теме: В ходе исследовательской работы я познакомилась с историей развития средневекового костюма, узнала новые интересные факты, которые ранее мне были неизвестны. Гипотеза, выдвинутая мною, нашла свое подтверждение в ходе работы с источниками. Мода в эпоху средневековья имела целый ряд своих особенностей: 1. Европейская мода формировалась под влиянием религии и средневековой христианской морали. 2. На протяжении эпохи происходит частая смена стилей. 3. Мода средневековья носила ярко выраженный сословный характер. Каждый должен был носить одежду соответствующую его положению в обществе. Средневековая мода продолжает вдохновлять современных дизайнеров на создание новых образов.