Костюм античности История костюма и кроя 07060165 (052400) Дизайн (дизайн костюма) ИСМД, кафедра сервиса и моды Данилова Ольга Николаевна 900igr.net
Требования к знаниям, умениям и навыкам * В результате изучения теоретического курса и выполнения самостоятельной работы студент должен: развить аналитические и творческие способности на основе изучения видов формообразования и тектонических систем античного костюма ; уметь анализировать причины появления различных видов композиционного решения костюма на основе комплексного изучения конструктивно-технологических и декоративных особенностей античного костюма; знать принципы формообразования драпировок; знать специальную терминологию костюма.
Источники Изучение видов формообразования и тектонических систем костюма Древней Греции и Древнего Рима * Репродукции скульптурных изображений и росписей (фрески, вазы), созданных в период античной культуры, служат основой учебного процесса. Художественные зарисовки, схемы кроя и фотоматериалы, опубликованные в специальной литературе, интернет-сайты могут использоваться в качестве дополнительной графической информации.
Материал для восстановления знаний Эстетика античного костюма * Для изготовления текстильных материалов в период античности использовали волокна животного и растительного происхождения. Одежда была органически связана с человеком, подчеркивала эстетический идеал, акцентировала отдельные части фигуры, символизировала определенные жизненные процессы. Способы драпирования и закрепления одежды на фигуре свидетельствуют о стремлении подчеркнуть движения и позы, связанные с общественной деятельностью человека. Дифференциация в костюме (качество материалов, формообразование одежды) отражает социальный статус человека.
Ключевые понятия * Функции одежды; пластическая взаимосвязь образа человека и его костюма. Античный костюм; эстетический идеал. Схема кроя; развертка плечевой и поясной одежды. Художественный стиль.
Учебный материал Греческий хитон Хитон – подпоясанная одежда из прямоугольного орнаментированного куска ткани, сложенного пополам, линия сгиба ткани располагается на фигуре слева. Закрытый хитон сбоку сшивается. Верхний край хитона отгибается параллельно линии плеч. Хитон с накидкой хленой. Покрой хлены. Покрой диплака.
Римская тога Тога – национальная одежда граждан Римской империи. Тога формировалась из ткани эллипсовидной формы, которая складывалась вдвое. Зарисовка статуи Тита и способа наложения тоги на фигуру человека. Масштаб размеров ткани и фигуры.
Приобретенные знания * Основой в построении формы античного костюма является прямоугольное полотнище ткани. Разнообразие форм костюма достигалось за счет использования определенных систем скалывания, обертывания, сгибания и укладывания материала . Реализация форм античного костюма зависит от умения сочетать пластические свойства ткани с расположением ее на фигуре человека. Гиматий – плащ, свободно задрапированный на фигуре. Хламида – плащ, скрепленный на фигуре материал, который драпировали или обертывали вокруг тела. Дорический хитон – простейшая одежда, скалывалась из двух полотнищ, закреплялась по плечевому поясу и вдоль рук. Ионический хитон с отворотом, поясом по талии, иногда плиссированный, обязательно с орнаментальной каймой по подолу.
Вопросы для самопроверки Костюм Античности * Одежда Древней Греции. Эстетическая значимость костюма. Классификация одежды в зависимости от способов формообразования. Классификация одежды в зависимости от половозрастных признаков. Одежда рабов и свободных граждан. Спартанцы. Отличительные особенности формы одежды и головных уборов Древней Греции и Древнего Рима. Прикладное искусство и орнамент античности.
Задания для самопроверки Античный костюм * Выполнить зарисовки одежды античного мира на фигуре человека, проанализировать тектонические системы, способы размещения и закрепления материалов на фигуре. Выполнить схемы кроя и зарисовки драпировок в костюме (конические, каскадные, радиальные, пазушные, трубчатые складки). Установить цветовую символику костюма. Проанализировать знаковую функцию аксессуаров. Дать характеристику материалов для одежды.
Рекомендуемая литература * 1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995. – 256 с. 2. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности/ Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2008. - 288 с.: ил. 3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. - М.: Искусство, 1982. 4. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М.: Аванта, 2002. - 479 с.: ил. 5. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т.1. / М.Н. Мерцалова. - М.: Академия Моды, 1993. – 543 с., ил.
* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.