Проект «Методы и способы создания полихудожественного пространства на уроках технологии» Гречухина Надежда Ивановна Учитель технологии МБОУ СОШ № 203 ХЭЦ
Актуализация В современный период России возникла реальная потребность школ научить детей:адекватно воспринимать визуальный мир информации; ориентироваться в окружающем мире информации; осознавать и усваивать визуальный мир избирательно и уметь адаптировать его на себя; сформировать у школьников художественный зрительский вкус
Предмет технология является частью полихудожественного пространства образовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и его изучение направлено на:создание условий для реализации творческого потенциала учащихся;развитие творческих способностей учащихся:овладение приемами и методами для освоения полихудожественной деятельности на уроках технологии;актуализация полученных знаний, умений и навыков в учебной проектной деятельности;использование полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель: исследовать создание полихудожественного пространства на уроках технологии, а для этого необходимо познакомиться с :критериями полихудожественной развитостиМетодами и способами создания полихудожественного пространства
Критерии полихудожественной развитости
Б.П.Юсов определил и сформулировал критерии «полихудожественной» развитости учащихся: - быстрота включения в творческий процесс; - желание и умение работать в коллективе; - вариативность; - целостность восприятия; - совмещение возможностей разных искусств в одной творческой работе; - способность продуктивно завершить начатую работу; - взаимосвязь художественного и смыслового пространства; - уровень художественно-речевого развития ребенка; - воображение (живость, гибкость, широта деятельности мозга, вариативность решения задачи); - оригинальность и индивидуальность образа; - потребность общения с искусством; - чувство общей полифоничности художественной среды и фонетики звучания через цвет, звук, пространство, интонацию, мелодику
Понятийный рядТворчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.итог создания субъективно нового. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Поли… – первая часть сложных слов со значением: много, со многим, схватывающий многое.Художество – то же, что искусство.(словарь С.И. Ожегова)
Пространство - одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом (словарь С.И. Ожегова) В нашем случае, слово “пространство” рассматриваем, как про-стран-ство-вать, то есть прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных точек зрения), про-стран-ство-вать по свету, по культуре региона и мира.
Предметы ХЭЦДополнительное образование
В учебном плане профильной школы достойное место получают предметы образовательной области «Искусство», представленные в художественно-эстетическом направлении, такие как мировая художественная культура и специализированные элективные курсы, нацеленные на развитие творческой активности учащихся, целостного восприятия действительности и явлений культуры. Достижению поставленных задач в современном образовании способствуют инновационные педагогические технологии, ориентированные на развитие уникальных способностей каждой личности и формирование еѐ творческого потенциала.
В программе предмета технология:Содержание разделов «художественная обработка материалов» (декоративно-прикладное искусство) интегрируется с предметным содержанием дисциплин ХЭЦ федерального и школьного компонентов образовательного учреждения.Сделан акцент на декоративное оформление швейных изделий, с учетом знаний, умений и навыков учащихся по цветоведению и композиции, полученными в рамках освоения предметов ХЭЦ.Знания, сформированные в ходе освоения «Технология», составляют базовую основу для освоения способов художественно-творческой деятельности на внеурочных занятиях (факультативы, дополнительное образование).
Проверка результатов обучения
Заключение накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не только искусства, но и окружающей природы; развитие эмоционально-чувственной сферы детей; научение рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства; подготовка учащихся к участию в посильном совершенствовании культуры своего народа создание полихудожественного пространства