Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Областной геронтологический центр» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации социальной работы с пожилыми людьми по месту жительства с использованием сети социальных контактов
Организация социальной работы с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов Цель: Оказание методической помощи при организации социальной работы с пожилыми людьми. Задачи:1.Профилактика социального одиночества2.Повышение качества социального обслуживания3.Обеспечение безопасности пожилых людей4.Вовлечение пожилых людей, не состоящих на социальном обслуживании на дому, в добровольческую деятельностьМетодика строится на оказании помощи одиноким пожилым людям посредством восстановления и активизации в их жизни потерянных контактов, поиска новых форм и средств общения
Организация социальной работы с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов
Организация социальной работы с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов
Основные этапы организации социальной работы с пожилыми людьми по месту жительства с использованием сети социальных контактовI. Выявление социальных контактовII.Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиентаIII.Составление и реализация планов по решению проблем пожилого человекаIV.Контроль за реализацией плана мероприятий
Выявление социальных контактов пожилого человекаМетоды выявленияПроведение обследования и оценки нуждаемости гражданина в социальных услугах:интервью-беседа;наблюдение за поведением пожилого человека;анализ деятельности относительно возрастных характеристик;заполнение акта обследования материально-бытовых условий проживания ГПВиИ;заполнение опросного листа.Проведение анализа информации о социальных контактах ГПВиИ
Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиентаФормы работы с социальными контактами:разговор по телефону;письмо;личная встреча
Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиентаАргументы для привлечения близких родственников:ответственность за родителей;общие дети;возможность встретиться с бабушкой, дедушкой;риск потери родственников;забота о старшем поколении и т.д.Аргументы для привлечения дальних родственников:пожилой родственник нуждается во внимании и заботе;кровные узы (общие родственники);пример для своих детей;возможность стать исполнителем услуг по технологии «Приёмная семья для пожилого человека»
Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиентаАргументы для привлечения соседей, знакомых:благотворительная деятельность;психологическая поддержка;контроль условий жизнедеятельности пожилого человека в целях собственной бытовой и социальной безопасности;возможность стать исполнителем услуг по технологии «Приёмная семья для пожилого человека»Помощь волонтёров и добровольных помощников:общение (по телефону или лично с пожилым человеком);совместное проведение досуга;прогулки;визиты с целью проверки состояния здоровья и безопасности;помощь в быту и т.д.
Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиентаАргументы для привлечения бывших коллег и сослуживцев:возможность и желание поделиться приятными воспоминаниями о работе и коллегах;обмен опытом, фиксирование интересных фактов из истории учреждения, организации, предприятия;совместное проведение досуга (чтение, просмотр видеофильмов, обсуждение политических событий);формирование и поддержка положительного имиджа организации или предприятия через активное участие в благотворительных акциях «Пусть осень жизни будет золотой», «Азбука добра» и т.д.Аргументы для привлечения официальных лиц:необходимость в проведении консультаций, требующих компетентности данного лица;авторитет и участие в информационном обеспечении безопасности пожилого человека;общественное признание за волонтёрскую и благотворительную деятельность;укрепление делового, демократичного имиджа официальных структур
Составление и реализация плана мероприятий по решению проблем пожилого человека. Контроль
Способы выражения общественного признания добровольным помощникам (волонтёрам)Проведение публичного награждения:День города;День Матери;День пожилого человека и т.д.Организация конкурсов среди волонтёров Делегирование волонтёров на слёты, семинары и тематические конференцииПозиционирование статуса добровольного помощника на социально-значимых мероприятиях школы, организации, предприятияВыпуск информационного бюллетеня и т.д. Выражение устной благодарностиВручение грамот и благодарственных писемСоздание Книг признания или Книг добрых делПубличное признание заслуг с привлечением СМИВыдача сертификатов о прохождении обучения и предоставление рекомендаций будущим работодателямПривлечение волонтёров к долгосрочному стратегическому планированию деятельности Учреждения и т.д.
Работа по обеспечению безопасности лиц пожилого возраста и инвалидовДоступность жилья пожилого человека:установить на дверях и окнах надёжные замки;исключить нахождение ключей в легкодоступном месте;обеспечить хранение запасного комплекта ключей у соседей или родных;требовать предъявления удостоверения личности у курьеров и представителей ведомственных служб;установка сигнализации – системы защиты от взломов и пожаровДоступность информационного поля:ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТразговоров с малознакомыми людьми;обращения к случайным прохожим с какой либо бытовой просьбой;дачи информации о возрасте и одиночестве проживания;выхода в позднее время на лестничную площадку;хранения на виду или легкодоступном месте ценных, дорогих вещей и т.д.Доступность телефонной связи:не реагировать на звонки с угрозами или просьбой помощи близкому человеку;не реагировать на полученные сообщения с информацией о возможном выигрыше, участии в лотерее и т.д.;иметь под рукой перечень номеров телефонов служб чрезвычайного реагирования и экстренной помощи и людей, входящих в сеть личных социальных контактов.
Алгоритм действий для специалистов отделения социального обслуживания на дому при работе с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов
Алгоритм действий для специалистов отделения социального обслуживания на дому при работе с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов
Алгоритм действий для специалистов отделения социального обслуживания на дому при работе с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов