Логопедическое занятие на тему: «Звуки [р]-[ р,], буква р» Автор: Трофимова Лариса АлександровнаПреподаватель уроков логопедии ГБОУ «Плоскошская специальная коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии»
«Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. Логопедические упражнения Широка Нева – река,И улыбка широка.Зубки все мои видны-От краев и до десны.
«Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. Широка Нева – река,И улыбка широка.Зубки все мои видны-От краев и до десны.
«Накажем непослушный язычок»Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па, па-па-па». А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами:«У быка губа тупа,Па-па-па,па-па-па.»
«Лопаточка»Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок.
«Трубочка»Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботом вперед,Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у.
«Оближем губки»Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
«Почистим зубки»«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна Ходит «горка» влево вправо,Чистит зубки очень браво.
«Часики»Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. Влево – вправо кончик ходит,Будто места не находит.
«Гармошка»На гармошке чтоб сыграть,Нужно челюсть опускать,Язычок не отрываем,Очень здорово играем.
Произнеси звук «Р» длительно на одном выдохе: р – р – р – р –р - р.
Рассмотри букву «Р», нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.
Проговори слоги и слова:Ра – ра - ра ро – ро - роРу – ру - ру ры – ры - ры
Запомни и повтори слоги: ра – ро – ру – ры ро – ру – ры – ра ры – ра – ро – ру
Повтори слова, выделяя звук Р:Рак рот руль рыба розаРов рота Русь рык РомаРыть рана рука робот Рая
Как рычит тигр? (Р – Р – Р !)
Как рычат тигрята? Рь-рь-рь!
Назови, что изображено на картинках. С какого звука начинаются слова?
Назови картинки и скажи, есть ли в названиях звук «Р», и где он спрятался: в середине, в конце, или в начале слова?
Прочитай и найди лишнее слово в каждом столбике Ручкакарандашпартакраски помидорвинегретогурецукроп персикабрикосвиноградморковь Почему ты выбрал именно это слово?
Закончи слова, добавляя слоги: РАНо…, го…, ко…,…ма, …дуга, …кета. РОУт…, мет…, вед…,…га, …ща, …дина. РЫШа…, боб…, кома…,…ба, …нок, …сь. РУКенгу…, …ка,…чей, …башка.
Скажи, какой звук встречается в названии всех этих предметов? Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя?
Прочитай, подумай и подбери к словам из правого столбика подходящие по смыслу слова из левого: тигр чирикаетсверчок краситворона рычитручей каркаетвиноград журчитмаляр стрекочетворобей зреет
Соедини слоги так, чтобы получились слова Рано, нора, река, нога, рога, тара, пара, репа, карета, регата.
Вместо многоточий вставляй слово, обозначающее предмет на картинке Кира и Шура отправились с мамой на прогулку. Мама купила детям воздушные … . У Киры розовый …, а у Шуры … оранжевый. На розовом … нарисована рыбка, а на оранжевом – грибок. Какие чудесные у ребята!
Игра «Отгадай загадку, доскажи словечко»Сегодня всё ликует!В руках у детворыОт радости танцуютВоздушные … Ры – ры - ры - у мальчиков шары
Красный, детки, но не мак.В огороде - не бурак.Сочный лакомый синьор.Угадали? Ор – ор - ор - созрел красный помидор
С утра мы бегаем по полю…Набегались, конечно, вволю.К тому же, наш футбольный мяч,Вдруг стал, как Колобок, горяч.Уже – двенадцать, в тень пора,На солнце страшная … (ЖАРА). Ра – ра - ра – на улице жара
Усядемся на пригорке и расскажем скороговорки. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Перепелка перепелят прятала от ребят.
Ты молодец!До скорой встречи!