Авторская разработка. Мультимедийное пособие «Звуки и буквы Ч - Щ».Учитель-логопед СОШ № 95 Приволжского района г.Казани Муртазина Рамзия Ризаевна
Выработать четкую дифференцировку [Ч]-[Щ] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения.Совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие.Развивать зрительное внимание и восприятие.Расширять словарный запас путем словообразованияВырабатывать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфограммы.Активизировать у учащихся внимание и память.
Ч чрезмерно любит чай:«Братец-чайник, выручай!»Щ, по просьбе овощей,Рвет щавель для кислых щей.
Губы немного выдвигаются вперед;Язык касается неба (смычка, затем щель);Струя воздуха толчкообразная;Взрывной, краткийГубы растянуты;Язык не касается неба (щель);Струя воздуха плавная, длинная;Долгий, щелевойч [т’ш’] щ [ш’ш’]Имеют общий компонент [ш’]Согласные, глухие, мягкиеОБЩЕЕОТЛИЧИЯ
Акустико-артикуляционная характеристика звука [Ч]
Акустико-артикуляционная характеристика звука [Щ]
Чтение слогов по таблице.аоуиеаоуиеЩЧаоуиеаоуиеЧЩ
Разгадывание рисунков.
Распределение картинок по вагонам.
Нахождение букв Ч-Щ.Образец: Ч , Щ .
Составление слов из букв - «рассыпушек».
Составление слов по схеме.шепплалеклеровещичулокланжойпатьтокколотка
Составление слов.ДЕЙМОСОВКАПУЧАЧАРОЧАЛЩИКЩАЩА
чужойщеритьпальщузыйдовимащучуцесячуСоставление слов.
Восстановление букв.ГРАЧЩЕГОЛЧАЙКАЩУРЧИЖ
Отгадывание ребусов.
Заполнение таблиц.ПтицаДокторПризывСлезыСостязаниеНужен для замкаЛегкое пальтоКапустаСупВьющееся растениеМелкое паукообразное
суп из капустыпредмет старинного вооруженияхищная рыбаизделие для чистки чего-либонапитокприбор, отсчитывающий время живущая по берегам птица сосуд для заварки чая черно-синие ягоды
Происхождение фамилий.ПечкинПчелкинБочкин,БочкаревЩукинГрачев,Грачевский
Составление слов.паронимы
Дифференциация слов-паронимов в предложениях.Раздается громкий _______ .На вешалке висит ________ .Болезнь вовремя _______ .На удочку попали _______ .У Тани красивая _______ .Под дверью маленькая _______ .Пирожок был __________ .Солнце – это шар __________ .плащплачлещилечичелкащелкагорящийгорячий
Составление словосочетаний. поющиемолочнаячудесноеточныеночнойпищачижичасыхищникугощение
Составление предложений по картинкам.Часовщикчинитчасы.
Ущеник ущит уроки.Ущеник ущит уроки.Мама надела щёрный плач.Я пощистила овочи для борча.Одежду щистят чёткой.Вещером я буду щитать сказки.