Повторим вводные слова и словосочетания основные группы вводных слов и словосочетаний
Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, горе, удивление) в связи с сообщением К счастью К несчастью К радости К огорчению К досаде К удивлению К изумлению На радость К сожалению
Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) Конечно Несомненно Очевидно Безусловно Разумеется Бесспорно Вероятно Верно Может быть Должно быть Кажется
Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения Итак Следовательно Значит Наоборот Напротив Наконец Между прочим Кроме того Стало быть Кстати В частности
Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей Словом Одним словом Иными словами Иначе говоря Другими словами Коротко говоря Попросту говоря Попросту сказать
Вводные слова, указывающие на источник сообщения Говорят Сообщают Передают По словам… По сведениям… По мнению…. По-моему По-твоему
Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к излагаемому Видишь (ли) Видите (ли) Понимаешь (ли) Понимаете (ли) Знаешь (ли) Знаете (ли) Пойми(те) поверь(те) послушай(те)
Вводные слова, передающие оценку меры того, о чем говорится: самое большее самое меньшее по крайней мере Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого: Бывает Бывало Случается По обычаю По обыкновению
Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания По правде По совести По справедливости Кроме шуток Смешно сказать Не в укор будет сказано Признаться сказать
Не являются вводными и не выделяются запятыми: Авось Буквально Будто Вдобавок Вдруг Ведь В конечном счете Вряд ли все-таки Вроде бы Тем не менее
Вставьте в текст, где нужно, вводные слова, выбрав подходящие из списка: следовательно, к счастью, во-первых, впрочем, иными словами, например, скажем, наоборот, напротив. Слово может расширять свое значение. Кров этимологически означает «крышу», но в сочетаниях типа гостеприимный кров или делить хлеб и кров это слово имеет уже более широкое значение – «дом». В основе подобного рода изменений нередко лежит обыч_й называть в речи часть вместо целого. В других случ_ях значение слова может сузи_ся. Более древн_м значением слова порох было «пыль», порошок – уменьшительное от порох. Но в современн_м русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывч_тое вещество. Слово порох сузило свое значение. (По Ю.Откупщикову)
Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова и обращения. 1. Во-первых_ совсем не за тем орел ловит мышей, чтобы их прощать. (М.Салтыков-Щедрин) 2. Казалось, она хотела что-то вспомнить, хоть_ например_ то, каким образом она очутилась здесь. (М.Салтыков-Щедрин) 3. В сущности_ она никогда серьезно об этом не думала. (М.Салтыков-Щедрин) 4. Выискался_ однако ж_ орел, которому опостылело жить в отчуждении. (М.Салтыков-Щедрин) 5. Думал-думал старый ворон и_ наконец_ надумал. (М.Салтыков-Щедрин) 6. – Ты бредишь_ слепой_ – сказала она, – я ничего не вижу. (М.Лермонтов) 7. – А вы разве не едете_ Максим Максимыч? (М.Лермонтов)
Расставьте знаки препинания, обозначьте вводные слова и обращения. 1. По-видимому_ десять секунд истекли уже_ и ровно ничего не произошло. (М.Булгаков) 2. Тут Маргаритой овладела мысль_ что_ по сути дела_ она зря так исступленно гонит щетку. (М.Булгаков) 3. Никто_ конечно_ и мысли не допустил такой_ что Степа может быть в Ялте. (М.Булгаков) 4. Да_ но чем_ собственно говоря_ он меня привлек? (М.Булгаков) 5. Я остановился_ взявшись за ручку двери_ и сказал _Простите меня_ княжна!_ (М.Лермонтов) 6. Я не заслужил ваших упреков_ Максим Максимыч. (М.Лермонтов)
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте орфографические ошибки. Найдите сказуемые разных видов, выпишите по одному примеру каждого вида (вместе с подлежащим, если пример взят из двусоставного предложения). К моему величайшему удивлению я оказался музыкальным – так по крайней мере утверждала Марья Гавриловна. Ученье пошло с не ожида_ной быстротой. Инструмента у нас еще не было но Варя Соловьева взявшая надо мною ше_ство не давала мне «повернуть в конюшню» как в последстви_ много лет спустя определил эту мою склон_ость Корней Чуковский. Она ловила меня на улице один раз сняла с забора через который я перел_зал убегая от нее и с упорн_м неподвижным лицом вела к роялю. Квартира дедушки ликвидировалась после смерти бабушки. И нам прислали рояль, тот самый рояль на котор_м я играл спич_чными коробками когда мне было шесть лет. Теперь я начинаю играть упражнения и гаммы дома. Папа доволен тем что у меня обн_руж_лись какие то т_ланты. (Е.Шварц)