PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Увлекательная этимология или Тайны русских слов
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Увлекательная этимология или Тайны русских слов


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Увлекательная этимология или Тайны русских слов


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Увлекательная этимология или Тайны русских слов Голованова Н.М., учитель русског
Описание слайда:

Увлекательная этимология или Тайны русских слов Голованова Н.М., учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия, г.Урай, ХМАО-Югра

№ слайда 2 Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянн
Описание слайда:

Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно – В огромном море – море слов - Купаться ежечасно!А.Шибаев

№ слайда 3 Тема нашего урока «Увлекательная этимология». А кто из Вас знает, что такое этим
Описание слайда:

Тема нашего урока «Увлекательная этимология». А кто из Вас знает, что такое этимология? По второму корню можно догадаться, что это наука. Но наука о чем?

№ слайда 4 Еще в 1806 году Н.Яновский дал следующее определение этимологии: "Словопроисхожд
Описание слайда:

Еще в 1806 году Н.Яновский дал следующее определение этимологии: "Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла". Как вы думаете, какое из слов данного определения является переводом с греч. etymon? etymon - "истина, истинное значение слова"Так значит, мы сегодня будем заниматься с Вами поиском истины!

№ слайда 5 Обратите внимание на второй вариант темы нашего урока «Тайны русских слов». Како
Описание слайда:

Обратите внимание на второй вариант темы нашего урока «Тайны русских слов». Какое слово завораживает в ней? Может быть, «тайны»? Попробуйте назвать несколько ассоциаций на это слово. А есть ли у кого-нибудь из Вас среди этих ассоциаций слово «детектив»? Не знаю почему, но именно эта ассоциация навела меня на мысль пригласить Вас сегодня в детективное агентство.

№ слайда 6 А мы смело открываем двери и входим в детективное агентство «Зри в корень». Как
Описание слайда:

А мы смело открываем двери и входим в детективное агентство «Зри в корень». Как Вы понимаете слово «зри»? Слово «корень» имеет несколько значений. Какое из предложенных подходит к нашему выражению? А что, с Вашей точки зрения, обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?

№ слайда 7 Слово «корень» многозначное. Выберите из предложенных значений то, которое соотв
Описание слайда:

Слово «корень» многозначное. Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме:Подземная часть растений. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса. Корень уравнения. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова). Начало, источник, истоки чего-нибудь.

№ слайда 8 Цель: Развивать наблюдательность, умение увидеть «невидимое», научиться создават
Описание слайда:

Цель: Развивать наблюдательность, умение увидеть «невидимое», научиться создавать характеристику человека по его внешним данным. В каждой науке есть свой первооткрыватель. Это Александр Христофорович Востоков. У нас есть «фоторобот» этого человека. Цель задания:Алгоритм выполнения задания: Опишите представленный портрет. Предположите, каким мог быть этот человек, обращая внимание на взгляд, лоб, подбородок, овал лица. Сравните свои предположения с вариантами других учеников. Отметьте, какие вероятные качества Вы упустили, а какие отметили с особой точностью. Охарактеризуйте свое ощущение при выполнении данного задания. Правда ли говорят, что «глаза – зеркало души»?

№ слайда 9 Хотите узнать немного больше об этом удивительном человеке? Давайте призовем на
Описание слайда:

Хотите узнать немного больше об этом удивительном человеке? Давайте призовем на помощь Интернет и царицу науки Книгу. С их помощью Вы можете ответить на вопрос: Какой вклад внес А.Х.Востоков в развитие этимологии? Это будет Вашим домашним заданием.Задание может быть выполнено в следующих вариантах:Благодарственное письмо А.Х.Востокову из далекого будущего.Ода «На день открытия великой этимологии».Свой вариант

№ слайда 10 Александр Христофорович Востоков В архиве рукописей А.Х. Востокова хранится небо
Описание слайда:

Александр Христофорович Востоков В архиве рукописей А.Х. Востокова хранится небольшая тетрадь (всего восемь листов), на которой его рукой написано: "Коренныя и первообразныя слова языка славенского". Догадываетесь, что это за слова, которые исследователь назвал коренными и первообразными? Значит, не все слова интересовали А.Х. Востокова, а состоящие только из корня, наиболее древние, первообразные. Вдумайтесь, какое емкое определение для слов - первообразные. Это и первыми образованные (потом от них будут создаваться производные, образовываться гнезда родственных слов, а первообразные озаглавят их, станут вершинами словообразовательных гнезд) и как бы передающие первый образ, т.е. тот признак, который послужил основанием для наименования.

№ слайда 11 А мы с Вами продолжим знакомство с детективом агентства «Зри в корень» и постара
Описание слайда:

А мы с Вами продолжим знакомство с детективом агентства «Зри в корень» и постараемся вместе с ним заглянуть «внутрь» слов. Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. Этимология изучает историю и происхождение слова, и представляет собой важный раздел истории языка, не зная которой мы можем лишь описывать факты, предметы, почти совершенно их не объясняя. Наука же объясняет их.

№ слайда 12 Однако установление «исходного» значения слова не исчерпывает задач этимологичес
Описание слайда:

Однако установление «исходного» значения слова не исчерпывает задач этимологического исследования. В своём развитии слова обычно подвергаются различным изменениям. Меняется, в частности, звуковой облик слова. Например, древняя форма заутра в современном русском языке звучит как завтра. Восстановление более древней формы нередко позволяет прояснить этимологию слова. Именно так обстоит дело со словом завтра. Само по себе оно непонятно в этимологическом отношении. А вот форма заутра всё ставит на своё место: заутра – завтра – это время, которое последует за утром.

№ слайда 13 Задание «Идем по следу» Цель задания:Алгоритм выполнения задания: Цель задания:
Описание слайда:

Задание «Идем по следу» Цель задания:Алгоритм выполнения задания: Цель задания: познакомиться с этимологическими словарями, научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне. Познакомьтесь с этимологическими словарями, например, с «Историко-этимологического словарем современного русского языка» П.Я.Черных, «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, «Школьным этимологическим словарем русского языка» этих же авторов; «Этимологическим словарем русского языка» Г.П.Цыганенко.Внимательно рассмотрите построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?Сравните слова современного языка и первоначальные, т.е. те слова, от которых образовались данные. Отметьте те из них, в образовании которых наблюдаются фонетические изменения. Выпишите 5-10 найденных Вами слов.

№ слайда 14 Цель задания:Содержание задания: Цель: проследить «родословную» слов вплоть до е
Описание слайда:

Цель задания:Содержание задания: Цель: проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. 2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше. Помощь

№ слайда 15 Владыка (бладыка)Владеть (обладать)Волость – власть (область)
Описание слайда:

Владыка (бладыка)Владеть (обладать)Волость – власть (область)

№ слайда 16 Лук – растениеЛука – изгиб, пространство в излучине реки (укр., болг.), хитрость
Описание слайда:

Лук – растениеЛука – изгиб, пространство в излучине реки (укр., болг.), хитрость, изворотливость (др.-русск.)Лукать – бросать, метать, целиться, попадать (укр., болг.)Луч – луч (ст.слав.), заря (болг.), лучина, щепка (укр.), свет (словен.)

№ слайда 17 Задание «Разберем по полочкам» Цель: сравнить морфемную структуру слов с совреме
Описание слайда:

Задание «Разберем по полочкам» Цель: сравнить морфемную структуру слов с современной и исторической точки зрения. Цель задания:Содержание задания: Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения: упрек, неодолимый, обычный, приятный, намек. Помощь  

№ слайда 18 Упрек / у-прек = переч-ить, по-перекНе-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый = доля,часть
Описание слайда:

Упрек / у-прек = переч-ить, по-перекНе-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый = доля,часть / делить – то, что нельзя разделить, чем нельзя овладетьОбыч-н-ый / щ-быч-н-ый = об-выч-н-ый, корень тот же, что и в слове при-выч-к-аПрият-н-ый / при-я-т-н-ый = корень тот же, что и в словах вз-я-ть, при- (н)я-тьНамек / на-мек = с-мек-а-ть, ку-мек-а-ть

№ слайда 19 Рефлексия заданий Тайга Хвойная, зелёная, необъятная Растёт, завораживает, дарит
Описание слайда:

Рефлексия заданий Тайга Хвойная, зелёная, необъятная Растёт, завораживает, дарит Щедра сибирская тайга Берегите!   Вы более тесно познакомились с тем, чем занимается этимология. Вы исследовали происхождение слов, исторические процессы, происходящие внутри слов. Попробуйте составить синквейн со словом «этимология».Алгоритм составления синквейна:1 строка – существительное («этимология»)2 строка – 2-3 прилагательных, ассоциирующихся у Вас с этим существительным3 строка – 2-3 глагола4 строка – существительное, являющееся для Вас антонимом к данному понятию (можно ситуативное)5 строка – фраза, отражающая наше понятие Если кто-то из Вас еще не встречался с составлением синквейнов, то может быть данный пример поможет Вам понять суть выполнения задания.

№ слайда 20 На свете существует много различных игр. А вот можно ли играть в этимологию? Ока
Описание слайда:

На свете существует много различных игр. А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты, преследуя развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо ложно-этимологическое толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «псевдоэтимология». Возьмем для примера слово левша. Оно образовалось от прилагательного левый + ша и означает «человек, который все делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавить суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении «самка льва». Таким же образом можно объяснить следующие слова: завтракать – «мечтать о будущем», застрахованный – «запуганный», колики – «шприцы», супермен – «любитель супов», болванка – «глупая женщина», банкомет – «подметающий банк», солярий - «место добычи соли».

№ слайда 21 Задание «Псевдоэтимологический словарь» Цель задания:Алгоритм выполнения: Цель з
Описание слайда:

Задание «Псевдоэтимологический словарь» Цель задания:Алгоритм выполнения: Цель задания: составить свой «псевдоэтимологический» словарь. Оглянитесь вокруг себя. Составьте список предметов, явлений, которые Вас окружают. Можете подобрать к ним имена прилагательные, глаголы.Попытайтесь вглядеться в записанные слова с иной, непривычной для Вас точки зрения. Может быть, брюква превратится для Вас в штанину, а вилка – в небольшой загородный дом.Запишите свои определения предметов. Выберите наиболее удачные и интересные с Вашей точки зрения. Запишите составленные Вами словарные статьи по алфавиту.Если желаете, можете оформить получившийся словарик. Подойдите к его составлению творчески. Может быть, в нем будут иллюстрации?

№ слайда 22 Псевдоэтимологический словарь(Эти примеры помогут Вам при выполнении задания) БА
Описание слайда:

Псевдоэтимологический словарь(Эти примеры помогут Вам при выполнении задания) БАРЫНЯ – заведующая баром.БЕЗВРЕМЕНЬЕ – отсутствие часов. БЕСКОЗЫРКА – игра без козырей. БОЛТОВНЯ – гайка. БРЮКВА – штанина. ВЕРХОГЛЯД – астроном.ГРАФИН – муж графини. ДАЧА – взятка. ДЕСНИЦА – болезнь дёсен.ИЗВЕРГ – действующий вулкан. ИЗВЕСТНЯК – популярный человек.КАЗНА – место казни. СВИНЕЦ – самец свиньи. СЕКРЕТАРША – хранительница секретов.

№ слайда 23 Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого п
Описание слайда:

Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

№ слайда 24 Рефлексия урока Содержание задания: Вспомните содержание урока. Отметьте, какие
Описание слайда:

Рефлексия урока Содержание задания: Вспомните содержание урока. Отметьте, какие задания для Вас оказались сложными, какие – простыми и неинтересными. Подберите эпитеты к каждому из заданий. Вспомните свои цели, которые Вы ставили в начале урока. Каких из них Вы достигли? Что помогло Вам реализовать Ваши цели? Может быть, это были какие-то личные качества? А над чем Вам предстоит еще поработать? Разделите лист бумаги на две половинки. В левую запишите те навыки и умения, которыми Вы, с Вашей точки зрения, уже обладаете, а в правую – те, которых Вам еще не хватает. Если есть записи в правой части листа, значит, Вам есть к чему стремиться, значит, впереди есть цель! Успехов Вам!

№ слайда 25 Интернет-ресурсы http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?text
Описание слайда:

Интернет-ресурсы http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1890&level1=main&level2=articleshttp://korneslov.ru/http://helpreferat.ucoz.ru/load/referat_ehtimologija/1-1-0-1http://na-zakaz-diplom.ru/yazikoznanie/etimologiya.htmlhttp://kraspubl.ru/content/view/264/1/http://fictionbook.ru/author/anatoliyi_pashalov/udivitelnaya_yetimologiya/read_online.html?page=1

№ слайда 26 Неверно
Описание слайда:

Неверно

№ слайда 27 Верно
Описание слайда:

Верно

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru