Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Урок в 9 классе. Подготовка к ОГЭ-2015.
Задание. Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого:«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: "Ступай, без страха броди по лесистым холмам: никогда более не стану я преследовать тебя. Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу". Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Этап 1. Пишем вступление. Алгоритм написания вступления. 15.1. и 15.2. 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. 2. Определяем основную мысль высказывания. 3. Цитируем высказывание и объясняем его смысл. (Можно обойтись без цитирования) Не забудьте о логическом переходе к аргументам! 15.3. 1. Назвать понятие _____ - 2. назвать более широкое понятие (например, отношения, действия, одно из лучших качеств, поступки, и др. ), 3. указать отличительный признак (например, основанные на ...). 4. Прокомментировать данное определение. Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
15.2. 1. Перечитайте текст. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. Прочитайте его еще раз. 3. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста! 15.1. 1. Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании. 2. Найдите примеры данного явления в тексте 3. Выпишите их или укажите номер предложения. 4. Укажите роль этого языкового явления в тексте/ предложении/ словосочетании/слове. 5. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац. 15.3. 1. Коротко описываем ситуацию, о которой идёт речь в тексте… 2. Выделяем предложения, в которых подтверждается данное определение. Старайтесь не пересказывать их, а обобщать. 3. В конце делаем микровывод. 4. Приводим второй аргумент из собственного жизненного опыта или другого литературного произведения. Он должен быть похож на первый. Этап 2. Пишем основную часть. Аргументируем свой ответ примерами
Этап 3. Пишем заключение. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ —подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию, логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Этап 4. Проверяем написанное. 1. Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте: - нет ли грамматических ошибок - не нарушена ли связь слов - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих - не нарушена ли логика изложения правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!) 2. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: - найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания. 3. Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.
Желаю успеха и максимального балла на экзамене!