Тема урока: Текст. Тема текста. Цели урока: дать понятие – основные признаки текста; повторить понятия: тема, главная мысль, микротема;формировать умение строить текст, различать стили речи
Текст – это высказывание, которое состоит из предложений, связанных общим смыслом, темой.
Ряд способов соединения предложений в тексте (средства связи): Повторы словЗамена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. Найдите эти средства связи в текстах упражнения 65.
Сравните два текста. В чем отличие текстов по содержанию? IОдним махом он выбросил на луг тяжелую , крупную щуку. Хороша! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце.II Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников.
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы – абзац ( микротема).Упр. 14. Выделите микротемы. Определите их главную мысль. Составьте план.
Разговорный стиль – используется беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; задача стиля – общение.Признаки стиля: живость языка, отношение автора к предмету речи и собеседнику, ласкательные слова, обращения восклицательные, вопросительные предложения.Упр. 14. Найдите признаки разговорного стиля.
Научный стиль: Используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений (Сообщение) Художественный стиль:Используется для передачи читателю своих чувств, переживаний, для описания словами картины природы. (Воздействие)
Сравните 2 и 3 тексты.Чем они отличаются?Какой из этих текстов уместен в научной литературе, какой – в художественной?Какие задачи решали авторы этих текстов?
Что называется текстом?Назовите средства связи в текстах.Что такое тема текста?Что называется микротемой или абзацем?Какие стили речи вам известны?Их признаки и задачи.
Упражнение 66 (устно).Выучить записи в «Повторяшке»: Стили речи, Тема текста.Спасибо за урок. Вы умники и умницы!