Служебные части речи Повторительно-обобщающий урок в 7 классе Власюк В.А., учитель русского языка МОУ СОШ с. Киселёвка 2009г
Цель работы составить перечень рекомендаций, советов ученикам, которым предстоит изучать тему «Служебные части речи»Задачи: - обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках по теме; - закрепить навыки написания служебных частей речи; - развивать навыки обобщения, сопоставления.
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.ГорацийЧтобы воспользоваться всеми его (языка) сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.Н.А.Добролюбов
Проверим свои знания1.Найдите общее в словах каждого ряда. Дайте им общее названиеВот, вон, этоЛи, разве, неужелиПускай, бы, даНе, ни, вовсе неНе только, но и; как … такКогда, пока, едваПотому что, чтобыА, но, даНасчёт, благодаряИз-за, из-под, по-над
Служебные части речиС XVII века активный процесс создания предлоговСамые древние -сочинительные (XVI век). С XVII века – составные союзыОт лат. Рarticula1896г. Ученый Добиаш выделил впервые частицу как служебную часть речи
Моделирование текста1.Журчат ручьи, выбиваясь __ сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая __земле, подмытый снег. 2.Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет __ землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и ___час растопит пуховые цветы__тёмных сучьях деревьев. 3.Всё глубже и шире__ каждым днём голубые прорези неба __ серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь __эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.
Моделирование текста Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя,- то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжёт яркое солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с серой массой встревоженных облаков,- и когда смотришь на эти бездонные ямы небес - жизнь становится легче, праздничней.
Производные предлоги,их правописаниеРаспределительный диктант.
Употребление служебных частей в речиБлагодаряСогласно Д.п. согласно расписаниюВопреки По окончанииПо истечении П.п.по окончании По выполнении проектаВ течение предлоги со значениемВ продоложение времениВ заключениеВследствиеСоставьте словосочетания или короткие предложения
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.Р.ДекартКоротко да ясно, (от)того и прекрасно.С кем поведёшься, (от)того и наберёшься.(За)чем пойдёшь, то и найдешь.Разумный знает, что(за)чем следует.Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел.Мала блоха, за(то) кусает больно.Приятная шутка в разговоре (то)же, что и соль в пище.Когда много людей говорят одно и (то)же, это похоже на правду.Иметь холодную голову так(же)необходимо, как и горячее сердце.Правописание каких частей речи вы анализировали?Какое правило надо применить?
НЕ или НИ? ..говоря .. слован..чего .. сделано..к кому .. подходилкто .. знает Петю?н..когда .. унывай… мог … сказать… звука …услышал.. с кем … встретилсян..сколько … упало… пуха … пера н..кто … прерывал… для кого готовить… торопясь н..куда.. мог …почувствоватьсколько тебе … говори Каково основное значение частицы НЕ? Частицы НИ? С какими частями речи еще пишется частица Не?
Слитно или раздельно? Какие правила надо применить, чтобы написать верно?
Союзы сочинительные и подчинительныеГрафический диктантБежали капельки по ветке и слегка зависая на самом кончике стали скатываться вниз.Но вдруг стало холодно и выросла заблестела на солнце сосулька.Ни мороз внезапно нагрянувший ни ветер гудевший в ветках березы ей не страшны.Когда выглянуло солнце согрелась сосулька и капельками заструилась на землю.
Тест
Подведём итоги.Что советуем?Помни:Обращай внимание…Применяй алгоритм: Следи за…
Литература1. Развивайте дар слова:Факультативн.курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII-VIIIКЛ)».Пособие для учащихся /Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, С.А.Никольская и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова.- 2-е изд., испр.-М.:Просвещение,1982.2. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей).-М.:Московский Лицей,2002.3. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос и др.; Под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2002.4. Г.Г.Граник,Г.Н.Владимирская,Н.А.Борисенко. Союз.Глава из нового учебника курса «Русская филология».Газета «Русский язык»№7,2005.5. Н.А.Зайцева. Употребление предлогов: смысловые отношения, выражаемые с помощью предлогов.Газета «Русский язык» №14,2004.