Описание внешности человека. ЦЕЛИ: 1. Расширить знания учащихся об описании как типе речи. 2. Формировать умение различать деловое и художественное описания внешности. 3. Формировать умение отбирать языковой материал для описания внешности. 4. Определить роль описания внешности персонажей в литературном произведении. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доска, учебник, лит. произведения, схемы, иллюстрации.
ХОД УРОКА. 1. Актуализация знаний. 1. Беседа с учащимися и работа по схемам: - Какие виды описаний вы знаете? Д (что?) - Н (какой?) Д (где?) - Н (что?) Д (часто отсутствует)- Н (каково?) Д (кто?) - Н (каково?) - Какая схема иллюстрирует тип речи описание внешности человека?
2. Упражнение № 419 – устно. 3. Беседа. - В каких, по вашему мнению, ситуациях бывает необходимо описать внешность человека, указать отличительные черты? -Тексты каких стилей мы создаём в этих ситуациях? 4. Упражнение №420 – устно.
5. Редактирование текста – упражнение №421. Недостаточные сведения: «маленький» – уточнить рост; «озорные» глаза – определить цвет, форму, размер; «брюки и новый свитер» – уточнить цвет, материал; лишнее – «он ест мороженое». Добавить – имя, возраст. ЗАДАНИЕ. Запишите отредактированный текст. ОБРАЗЕЦ. Потерялся Смирнов Ваня, 3-х лет. Рост около 70 см. У него светлые кудрявые волосы, большие карие глаза с длинными пушистыми ресницами. На нём белые носки, джинсовый комбинезон чёрного цвета и новый свитер в чёрно-белую клетку. Когда говорит, то немного картавит букву «эр». Проверка. Чтение 1-2 работ учащихся.
2. Применение знаний. 1. Слово учителя. Очень часто на уроках литературы при изучении художественных произведений мы встречаем описания внешности персонажей. - Как называется такой приём в литературоведении? - Что такое портрет? ПОРТРЕТ – это изображение внешности героя в художественном произведении. - Как вы думаете, какова роль описания внешности в художественном произведении? .
2. «Узнай литературного героя» и ответь на проблемный вопрос (выше). а) «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых… Славный он был мужик… нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок…» (И.С. Тургенев «Муму», Герасим.)
б) «… вдруг наткнулся на чью-то мокрую фигуру… Сильная рука приподняла меня с полу… «Он» был мокрый и сердитый, страшнее ещё оттого, что я глядел на него снизу…, дико вращал зрачками… Я впился глазами в лицо странного человека; глаза пана Т… пристально смотрели в мои». (В.Г. Короленко «В дурном обществе», пан Тыбурций).
в) «Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на жизненную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…» (А.И. Куприн «Тапёр», А.Г. Рубинштейн.)
г) «…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок-в-мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх». (М.М. Пришвин «Кладовая солнца», Митраша.) ОТВЕТ на проблемный вопрос: помогает в характеристике героя, автор стремится раскрыть внутренний мир героя, подчёркивает те стороны, которые представляются наиболее важными.
3. «Узнай одноклассника». а) Русые волосы до плеч, собирает их в аккуратный хвост. Глаза серо-голубые, брови светлые. Нос немного курносый. Губы полноватые. Она стройная, высокого роста. Обычно одета в чёрные брюки и светлый свитер. б) Мой одноклассник очень спокойный, сдержанный человек. Его трудно вывести из себя. Никогда не откажет в помощи. Очень много читает и знает. Отличительной чертой его внешности являются очки, за которыми прячутся умные серо-голубые глаза. Волосы тёмно- русые, часто на макушке торчат хохолком. Улыбается очень редко, уголками губ. - К каким стилям речи можно отнести эти тексты?
4.Упражнение №428. Отбор языкового материала. 5. Рефлексия. - Каких стилей может быть описание внешности человека? - Какова роль портрета в художественном произведении? 6. На дом: упр. №424, п.35.