Удачного изучение темы!!!
Повторение изученного Что изучали на прошлом уроке? К Какому склонению относятся слова: чайник, соль, поле?
Беседа-опрос «Правильно-неправильно» Если высказывание правильное, записываете строчную букву п, а если неправильное н. 1. Склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе.
Беседа-опрос «Правильно-неправильно» 2. В русском языке 5 падежей. 3. В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее. 4. Склонение – это постоянный признак существительного.
Беседа-опрос «Правильно-неправильно» 5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям. 6. Имя существительное относится к одному из трех склонений, а изменяется 7. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
Беседа-опрос «Правильно-неправильно» Ответ: п н н п н п п
Сформулируем тему урока - Прочитайте название темы на странице 38 - какое слово в ней вас насторожило, заставило задуматься? - какие это существительные и в чем особенность их склонения?
Сформулируем тему урока Прочитайте предложение: Нет тяжелее бремени, чем безделье. Определите род имен существительных, поставив их в начальную форму. Что заметили? Попробуйте определить их склонение. Что получилось? Что не получилось? Почему? Какие вопросы возникают? Запишите тему урока в тетради
Сформулируем вывод 1. Откройте упр. 404, с. 38 и сделайте вывод. Вывод: Существительные среднего рода с окончанием «я»(оканчивающиеся на -мя) и существительное мужского рода «путь» не относятся ни к одному из трех склонений и в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание «и», а в творительном – «ем» («ём»).
2. Работа по вопросам на с. 39 Вывод: Окончание «и» в родительном, дательном и предложном падежах имеют существительные 3-го склонения; Окончание «ем» в творительном падеже имеют существительные 2-го склонения. Десять существительных на –мя и существительное «путь»– разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений (третьего и второго)
Составим схему в Р.п. Д.п. И (3-скл-ие) Т.п. ем (2-е скл-ие) П.п. разносклоняемые
Закрепление Упр. 405 Какой суффикс прибавился в косвенном падежах к корню разносклоняемых существительных? Какая гласная буква пишется в этом суффиксе? Почему она является орфограммой?
Закрепление - Запишем «подсказку» для этой темы И Бремя время стремя Семя знамя темя Имя племя Вымя племя ен
Закрепление 3. Упр. 406 Словарная работа Запишите слова с непроверяемой гласной в корне (в рамке), запомните их правописание. Составьте словосочетания с этими словами, проговорите орфографически. Что нужно запомнить в предложениях в рамке с. 40?
Подведение итогов - Запишите по памяти все 10 разносклоняемых существительных. - Почему они так называются? - Определите ключевые слова урока.
Домашнее задание С. 39 (правило); Упр. 408; Словарные слова в словарике
Спасибо за урок!!!