Основные виды сложных предложений(9 класс) Автор работы: Семенкова ЛюдмилаСемёновнаучитель русского языка и литературы.
Сложное предложение Предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений .Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной Законченностью и объединяются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь.Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Сложное предложениеПростые предложения соединяются в сложные1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. союз 2.Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши.лошади. союзное слово – относительное наречие 3. Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла. союз1.Покраснела рябина, посинела вода.2.Луны не было на небе:она в ту пору поздно всходила. 3. Слабо шурша, падали шишки;вздыхая, шумел лес.
Основные виды сложных предложений1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. союз 2.Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли нашилошади. союзное слово – относительное наречие 3. Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла. союз1.Покраснела рябина, посинела вода.2.Луны не было на небе:она в ту пору поздно всходила. 3. Слабо шурша, падали шишки;вздыхая, шумел лес.
Сложносочинённое С неба льются лучи солнца,И золотиться спелая рожь.Сложноподчинённое Девочка писала, что ейочень нравиться в деревне.
Сложносочинённое предложение Предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзамиСоединительныеИ, ДА (в значении И),НИ – НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕРазделительныеИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО,ТО ЛИ – ТО ЛИ Противительные А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Сложносочинённое предложениеЕсть общий второстепенный член [Крылья у гуся были растопырены] и [клюв раскрыт].Есть общее вводное словоВероятно, [он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба].Есть общее придаточное предложение [Дождь уже перестал] и [начинало светать], (когда мы вернулись).Союз И соединяет два вопросительных, или два восклицательных, или два назывательных предложения [Когда мы отправимся] и [где назначена встреча]?[Ночь] и [огромная луна ].
Сложноподчинённое предложениеПредложение, в котором одно предложение по смыслу подчинены другому (от одного предложения к другому можно поставить вопрос) и связано подчинительным союзом или союзным словом1. Не является членом предложения; нельзя поставить вопрос.Я сказал, что люблю осенний лес .2. Союз может быть опущен.Я сказал: «Люблю осенний лес».3. Можно заменить другим союзом.Я сказал, будто люблю осенний лес.1. Является членом предложения; можно поставить вопрос.Мы не знали, что произошло.2. Союзное слово опустить нельзя.Мы не знали … произошло.3. Можно заменить другим значащим словом.Мы не знали, какое событие произошло.
Сложноподчинённое предложениеПридаточное предложение может находиться в начале, в середине или в конце всего предложения.
Сложноподчинённое предложение С придаточными определительными С придаточными изъяснительнымиС придаточными обстоятельственнымиОбраз действия и степени, места, времени, условия,причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
Сложноподчинённое предложениеС придаточными определительными Мы остановились в том доме, который стоял на пригорке.[… указ. сл. (в) том + сущ.], (союзн.сл. который…).В доме, что стоял на пригорке, мы остановились.[… сущ., (союзн.сл. что…) , …].Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.[… сущ., (союзн.сл. где…) , …].Дом, откуда мы вышли, стоял на пригорке.[… сущ., (союзн.сл. откуда…) , …].Дом, куда мы вошли, стоял на пригорке.[… сущ., (союзн.сл. куда…) , …].
Сложноподчинённое предложениеС придаточными изъяснительными[слово + указ. сл.] , ( союз или союзн.сл.) .Что волки жадны, всякий знает.(Союз что…) , [… гл.].Мысль, что она не успеет, ужаснула меня. [Сущ., (союз что…) , …].
Сложноподчинённое предложениеС придаточными обстоятельственнымиОбраза действия или степениКАК, СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО,ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО,КАК БУДТО, СЛОВНО и др.Девочка рассказала так хорошо (как?) , что ни у кого не было вопросов.МестаГДЕ, КУДА, ОТКУДАПутники шли туда (куда?) , откуда слышался шум машин.Времени КОГДА (КОГДА …ТО),ПОКА, КАК ТОЛЬКО,ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК, (С ТЕХ ПОР, КАК) , ДО ТЕХ ПОР ПОКА (ДО ТЕХ ПОР, ПОКА) и др.Я вернулась (когда?) , когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Сложноподчинённое предложениеС придаточными обстоятельственнымиУсловия ЕСЛИ, (ЕСЛИ ,,, ТО), КОГДА, РАЗ и др.Я приду к вам завтра (при какам условии?) , если ты не возражаешь.СравненияКАК, ЧЕМ, ЧЕМ … ТЕМ,СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.Перед грозой в лесу стало тихо (как?) , будто всё умерло.ЦелиЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ и др.Мы пошли через поле (зачем?) , чтобы сократить путь.Уступки ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСКАЙ, КАК НИКак ни торопились мы к станции,всё равно опоздали.Причины ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО и др.Нужно зажечь лампу (почему?) , потому что становится темно.
Сложноподчинённое предложениеПоследовательное подчинение [Дети рассказали] , (что нарвали тех цветов) ,(которые любила мама) .Параллельное подчинение (Когда поднялось солнце) , [ мы увидели картину] ,(которая удивила всех) .Однородное подчинение [Слышно было] , (как в саду шагал садовник) ,(как скрипела его тачка) .Если придаточные однородны и соединены союзом и, то запятая между ними не ставиться[Лесник знал] , (где живёт белка) и (где ходят на водопой кабаны) .
Бессоюзное предложениеЗапятая Перечисление фактов[В лесу поют птицы] ,[над цветками летаютбабочки]Точка с запятойПеречисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания[Кусты орешника разрослись по берегу ручья]; [ к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы] ,[ воздух наполнен запахами лета]
Бессоюзное предложениеПричина (потому что) [Путешественники спешили] : [в горах ночь наступает быстро].Пояснение ( а именно)[Мы увидели неожиданную картину] : [на опушке стоял лось].Дополнение (что) [Я тебе определённо скажу] : [у тебя есть талант].
Бессоюзное предложениеПротивопоставление [Он гость] – [я хозяин].Время, условие[Ехал сюда] – [рожь начинала колоситься].Быстрая смена событий[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].Вывод , следствие[Ласточки летают низко над землёй] – [жди дождя].