Однородные члены предложения.
ОДНОРОДНЫЕ - это главные и второстепенные члены предложения , выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же слову в предложении и связанные между собой сочинительной связью.
Например: 1.Клумбу украшали розы, гладиолусы, георгины. 2.Ни отдыхать, ни работать я не мог. 3.Позвони мне в среду или в пятницу.
Однородные члены предложения выделяются интонационно (произносятся с интонацией перечисления), а на письме при бессоюзной связи всегда отделяются друг от друга запятыми.
Повторим!Какие члены предложения называются однородными?
Чем соединяются однородные члены предложения?
Чем будут отличаться предложения, составленные по схемам? Составьте и запишите предложения по данным схемам.
Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. А) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда. Б) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг. В) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами. Г) Он коллекционировал как марки, так и открытки.
Расставьте знаки препинания. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи.
Почему не поставили знаки препинания? Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи.
При однородных членах предложения с обобщающими словами ставится : 1.После обобщающего слова перед однородными членами - двоеточие : Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы.
Например: 1.Все веселит взгляд: золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки, крылья воробья. 2.Все кругом внезапно побагровело: деревья, травы и земля. 3.Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой , туманами, с криком птиц , яркостью звездного неба. 4.Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2.После однородных членов перед обобщающим словом - тире Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом.
Например: 1.Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга... – все мило. 2.В лесах, на горах, у морей и у рек – повсюду мы братьев найдем. 3.От дома, от деревьев, от голубятни и от галереи – ото всего побежали далеко длинные тени. 4.И старичок, и я – мы оба веселились.
3.Однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире. Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.
Например: 1.Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. 2.Все эти вещи: книги, альбомы, тюбики с красками – свалены на полу в полном беспорядке. 3.Все нужные инструменты: топоры, молотки, рубанки, отвертки – лежали на большом столе в прихожей. 4.Хочется узнать обо всем: о великих людях, о травах, о цветах, о солнце и звездах – обо всем, о чем ты еще не знаешь.
РАССТВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: 1.На следующих станциях хватали все газеты центральные местные краевые. 2.Всюду на улицах в магазинах в метро обсуждали последние новости. 3.На спортивной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина... 4.Дети старики женщины смешались в живом потоке.
ПРОВЕРИМ: 1.На следующих станциях хватали все газеты: центральные , местные , краевые. 2.Всюду: на улицах, в магазинах, в метро - обсуждали последние новости. 3.На спортивной площадке, на лужайке, в беседке - всюду та же тишина... 4.Дети, старики, женщины смешались в живом потоке.
В каком предложении союз и соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены.) 1.Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться. 2.Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом. 3.Пахло от них яблоками и не глядеть на них было невозможно. 4.Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.
Расставьте знаки препинания . 1.Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли и от почек и от невидимой за садом реки. 2.Сжатая рожь бурьян цветы всё оживало, омытое росой и обласканное солнцем. 3.Повсюду в траве в кустах кизила в виноградниках заливались цикады. 4.Кругом всей поляны стоял и шумели листвой ели сосны и лиственные деревья.
ПОВТОРИМ! 1.Главные и второстепенные члены предложения , выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же слову в предложении и связанные между собой сочинительной связью называются однородными. 2.Однородные члены предложения выделяются интонационно (произносятся с интонацией перечисления), а на письме при бессоюзной связи всегда отделяются друг от друга запятыми.3. При однородных членах предложения с обобщающими словами ставится двоеточие или тире.
Использованная литература. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5 – 6 классы. – СПб: Питер Пресс, 1997 Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Русский язык 5-9 класс. М.: Дрофа, 2011 (ЕГЭ: шаг за шагом) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010. (Контрольно-измерительные материалы) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5-9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009